Новости Жертвы антифрода: россияне жалуются на блокировки карт и счетов из-за нового закона

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
6.520
Репутация
7.054
Реакции
19.813
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1724311340559.png

Россияне стали жаловаться на блокировки карт, счетов и доступа в банковские приложения после 25 июля. Вступившие в силу поправки в 161-ФЗ обязали банки возвращать клиентам в полном объеме все средства, отправленные мошенникам, если получатель «засветился» в специальной базе данных Банка России. Для некоторых граждан перевод, поставленный банком под сомнение, или внезапно полученное смс о блокировке вылились в потерю доступа к дистанционному банковскому обслуживанию сразу во всех кредитных организациях. Банкиры признают: обкатка новых требований пока идет неидеально. Юристы отмечают: у граждан, не согласных с блокировкой, есть лишь один рычаг влияния на банк и регулятора — суд

Россияне стали жаловаться на блокировки своих карт, счетов и доступов в банковские мобильные приложения после с 25 июля поправок к 161-ФЗ «О национальной платежной системе», целью которых была защита граждан от мошенничества и повышение ответственности банков. В «Народном рейтинге банков» финансового маркетплейса «Банки.ру» Forbes обнаружил 45 отзывов на 16 крупных банков, в которых граждане рассказывали о случаях блокировки по 161-ФЗ и последующей потере доступа к своим средствам во всех банках. Аналогичные случаи и пользователи финансового маркетплейса «Сравни». Во всех изученных Forbes кейсах клиенты банков настаивают на своей благонадежности.

Типичные сценарии блокировок​

Среди жалоб клиентов можно выделить три типичных сценария, за которыми следует блокировка. Первый — мошенники открыли от имени человека счет в банке, используя его персональные данные. Такая ситуация, в частности, произошла с 14 россиянами, которые обнаружили себя в числе клиентов МТС Банка. Все они утверждают, что никогда не имели или давно закрыли продукты в этом банке. «27 июля у меня заблокировали карты Сбербанка и ВТБ из-за 161-ФЗ. Я попала в черный список в банках. Я написала письмо в ЦБ, что это ошибка и просьба разблокировать. Через две недели мне пришел ответ, что я попала в черный список в МТС банке, и из-за этого меня везде заблокировали. В г. Пенза МТС банка нет, и с этим ородебанком я никогда не имела дела», — жительница Пензы в отзыве «Народного рейтинга» (орфография автора сохранена). По ее словам, она не может получить доступ к своим деньгам в другом банке уже месяц.

В другом отзыве москвичка потеряла доступ к своим средствам в пяти банках, а о блокировке узнала от службы поддержки одного из них. После обращения в ЦБ женщина выяснила: на ее паспортные данные без ее согласия было выпущено две виртуальные дебетовые карты, одна из которых уже заблокирована, а вторая на момент написания жалобы была еще активна. «То есть, МТС Банк подал в Банк России сведения обо мне для включения в базу данных ЦБ, на основании которых были заблокированы все мои карты во всех банках, клиентом которых я являюсь, но при этом сам МТС Банк не стал блокировать карты, открытые на мое имя», — женщина.

В своих ответах пользователям МТС Банк отмечал: блокировки закономерны, так как по новому закону банки обязаны обмениваться сведениями о тех, кого подозревают в мошенничестве. «На карту, выпущенную на ваше имя, поступали переводы, которые банк отправителя определил как мошеннические, в результате чего ваши данные попали в базу данных ФинЦЕРТ Банка России», — представитель банка в ответе и предложил клиенту самостоятельно обратиться для разблокировки в ЦБ.

«МТС Банк соблюдает все требования законодательства, которым предусмотрена возможность выпуска российскими банками виртуальных предоплаченных карт с ограниченным функционалом без открытия счета с проведением упрощенной идентификации без личного присутствия. МТС Банк действует в полном соответствии с 161-ФЗ и 115-ФЗ при заключении договора и проведении идентификации клиента», — говорится в ответе пресс-службы банка на запрос Forbes.


Случаи открытия счетов без согласия клиентов, которые обернулись для них блокировкой карт и счетов, были также в Яндекс Банке и . В ответах обоим клиентам банки настаивали на том, что счета были открыты самими клиентами, и блокировка правомерна. На запрос Forbes они не ответили.

Второй сценарий — расчеты физлиц друг с другом и юрлицами через денежные переводы. «Мне знакомая девушка скинула денег, а они взяли просто заблокировали меня по 161-ФЗ <...> оставили меня без денег. Снимать ограничения не планируют, а просят писать обращение в приемную и ждать 14 дней своих денег», — житель Москвы в отзыве на работу Ренессанс Банка. Клиент Сбербанка на блокировку платежа на основании 161-ФЗ при попытке оплатить счет за мобильную связь.

Третий типичный сценарий для блокировки — крупный перевод самому себе на счет в другом банке. Например, подозрения антифрод-системы Почта Банка вывод средств с завершившегося депозита. Сомнительным для УБРиР перевод петербуржца с зарплатной карты на собственный счет в другом банке. В этом сценарии банки обещают клиентам провести проверку решения сотрудника или антифрод-системы и дать ответ.

Нередко из-за блокировок россиянам приходится в другие регионы, где есть ближайшее отделение банка, просрочку платежей по , расчеты с партнерами.

«Мы наблюдаем в «Народном рейтинге банков» небольшой прирост отзывов о блокировках счетов и дистанционного банковского обслуживания пользователей по 161-ФЗ за последний месяц. Пользователи жалуются на блокировку банковских карт и приложений, вследствие чего они не могут исполнять вовремя свои финансовые обязательства, на необходимость обращаться в ЦБ самостоятельно», — сообщила пресс-служба «Банки.ру» и подтвердила, что основная масса жалоб попадает в один их трех описанных Forbes сценариев.

Почему участились блокировки​

Цель новых поправок в 161-ФЗ — защитить клиентов банков от мошенников, совершающих операции без согласия клиента, в том числе с помощью методов социальной инженерии. Закон предписывает банкам при любом сомнении блокировать на два дня денежный перевод клиента, если реквизиты получателя денег находятся в специальной базе данных Банка России, в черном списке мошенников. Он формируется на основе информации, которую предоставляют ЦБ сами банки (как получатели, так и отправители переводов) и другие участники платежного рынка, а также МВД, рассказали Forbes в пресс-службе регулятора.

Увидев сомнительную транзакцию, банк обязан связаться с клиентом и предупредить его о неблагонадежности адресата перевода. Если банк допустил перевод на счет из списка ЦБ, он должен вернуть клиенту сумму перевода в течение 30 дней при поступлении соответствующего заявления. Если по истечении двух дней клиент продолжит настаивать на переводе, банк проведет транзакцию, но обязанность возвращать деньги с него снимается.

Банк также обязан сообщить о подозрительном клиенте в ЦБ, предварительно проанализировав всю имеющуюся информацию о его деятельности. «Предоставленную банками информацию мы проверяем в соответствии с внутренним порядком и включаем в базу данных на основе определенных правил и алгоритмов. Благодаря такому подходу включение в базу данных сведений добропорядочных клиентов маловероятно», — настаивает Банк России.

Гражданам, чьи данные находятся в базе данных ЦБ, банки приостанавливают доступ к электронному средству платежа. Это, например, пользование платежными картами, онлайн-банкингом, пояснил ЦБ. При исключении сведений из базы данных банк обязан «незамедлительно возобновить клиенту доступ к своим продуктам и уведомить его об этом».

Что говорят банки​

Из 16 крупных банков, фигурировавших в жалобах, на запрос Forbes по существу ответили лишь два. «Мы не видим всплеска обращений. Если есть единичные случаи включения в такие списки, разбираемся индивидуально и всегда идем навстречу клиентам. Решение по каждой ситуации принимаются не только на стороне банка, но и на стороне ЦБ», — говорит руководитель дирекции предотвращения кибермошенничества Альфа-банка Евгений Винокуров.

Представитель Т-Банка, напротив, отметил «увеличение числа жалоб на необоснованное включение в базу данных ФинЦЕРТа». «Совместно с ЦБ мы ведем работу по актуализации этой базы», — добавил он.

Источник на банковском рынке в разговоре с Forbes признал проблемы с обкаткой новых поправок. По его словам, сейчас сроки рассмотрения клиентских обращений затянуты, а банки в работе с ними не действуют проактивно. «Решить проблему можно консолидацией усилий бизнеса и ЦБ. Во-первых, ЦБ должен регулярно проводить чистку таких списков, как минимум по сроку давности. Во-вторых, необходимо ускорить процедуру диспутного рассмотрения, особенно со стороны банков-получателей, клиенты которых и внесли конкретного человека в данный список», — считает собеседник Forbes.

Что делать тем, кто попал под блокировку​

Рычагов для мгновенной разблокировки счетов и карт у клиентов банков нет. По закону ЦБ рассматривает обращения физлиц на исключение из списка в течение 15 дней. «Если клиент обращался с заявлением в свой банк, решение регулятора будет направлено туда. Ответ ЦБ кредитная организация обязана сообщить клиенту не позднее следующего рабочего дня», — отмечает пресс-служба регулятора. При этом, указывает ЦБ, банки могут самостоятельно, без участия клиента направить в Банк России мотивированное заявление об исключении из базы данных сведений о клиенте: банки могут поступить так, если у них будут основания полагать, что включение сведений о клиенте в базу данных необоснованно.

При отказе в разблокировке от ЦБ сам регулятор и все опрошенные Forbes юристы советуют россиянам идти в суд. «Даже после исключения из реестра информация о включении может оказывать негативное влияние на взаимоотношения с банками», — предупреждает управляющий партнер компании «Русяев и партнеры» Илья Русяев. Механизмов восстановления финансовой репутации, кроме исключения из списка, сейчас нет, поэтому человеку придется объяснять банкам свою ситуацию.

Доступ к деньгам, банковским операциям и услугам у тех, кто попал в базу, должен сохраняться, подчеркивает ЦБ. Например, граждане могут воспользоваться своими деньгами, получать выписки и иную информацию по своим счетам. Для этого человеку необходимо лично обратиться в отделение банка с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность. «Он может обратиться в отделение банка с паспортом и, вероятно, ему удастся совершить банковский перевод или снять наличные средства со своего счета через кассу банка. Проблема в том, что подобные банковские операции могут предполагать комиссию», — напоминает старший партнер O2 Consulting Татьяна Сафонова.

Доказать вину банка в открытии счета без согласия клиента будет очень сложно. «Решения арбитражных судов по взысканию убытков с банков в результате открытия счетов по поддельным документам неутешительные. Прошедшие суды по таким делам к выводу, что само по себе открытие счета по поддельным документам не свидетельствует о виновности банка», — говорит юрист Владислав Усачев.

С попаданием легитимных счетов в список ЦБ сталкиваются не только физлица, но и организации. На это, в частности, в письме в ЦБ Ассоциация банков России. По данным ассоциации, в базе регулятора нашлись данные десятков легальных торговых предприятий, в том числе крупных розничных сетей, с которыми у банков заключены договоры эквайринга. Попасть в черный список они могли, например, из-за платежей в их адрес с использованием утерянных и украденных платежных карт, владельцы которых сообщили об операциях без их согласия. В ЦБ в ответ на запрос Forbes указали, что ведут «постоянный мониторинг включения в базу данных сведений о получателях средств, в том числе о юридических лицах». Регулятор «проработал с участниками рынка меры, направленные на минимизацию риска включения сведений о добросовестных организациях в базу данных Банка России, при взаимодействии с банками сформирован список таких юридических лиц». Для оспаривания включения в список путь для компании аналогичен пути для физлиц — подача заявления в свой банк или напрямую в ЦБ через сайт регулятора, такие обращения Банк России должен рассматривать в течение 15 дней.

 
Сверху Снизу