5 принципов бережливого производства. Восточная философия ведения бизнеса

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.157
Репутация
11.695
Реакции
61.918
RUB
50
Вы чувствуете, что ваш бизнес может работать эффективнее? Что деньги всё время где-то теряются, а вместе с ними уходят время и ресурсы? Что прибыль растет слишком медленно или вовсе колеблется в районе нуля?

Самое время поделиться методологией, которая была разработана для выхода производства на максимальную эффективность, сокращения издержек и выпуска качественной продукции!

Включите для фона что-то восточное и медитативное, сейчас мы погрузимся в мир японской философии ⛩️

5 принципов бережливого производства. Восточная философия ведения бизнеса 🏯


Итак, что такое бережливое производство?

Это целая система управления и философия менеджмента, некогда разработанная на производственных линиях Toyota. Её суть - в постоянном стремлении к совершенствованию и устранению всех видов потерь. В результате получаем сокращение издержек и рост ценности для клиента на каждом этапе.

Основных принципов бережливого производства пять:

1. Ценность для клиента

Это первый и самый важный шаг. Мы должны понять, какие свойства вашего продукта или услуги важны для конечного потребителя. За что он готов отдавать свои деньги? И тут речь не только о качестве уже имеющейся продукции, а о том, как “слышать” клиента и формировать продукт под него.

Пример:

Однажды мы работали с недавно открывшимся крупным косметологическим центром. Роскошные интерьеры, новейшее оборудование, косметологи высочайшей квалификации. Все готово к потоку счастливых пациенток. Но потока нет.

Подключили маркетинг, провели всю тактическую подготовку проекта (отзывы, рекомендательная программа, работа с репутационными сервисами, система акций и спец-предложений). Появились первые клиенты, но клиника была еще далека от самоокупаемости. Мы понимали, что узнаваемости пока не достаточно. Кратно больше клиентов без роста маркетингового бюджета мы не получим.

Нужно как-то работать над повышением среднего чека. Провели анализ целевой аудитории и выяснили, что дополнительная ценность для нашей аудитории в том, чтобы побыть наедине с собой, в тишине и дали от семейных забот. После этого мы предложили клиенту оборудовать детскую комнату. Уже через неделю после открытия детской комнаты и оповещения клиентской базы об этом начал расти средний чек и количество процедур в чеке.

2. Выявляем и устраняем потери

Потери - это все, что не приносит ценности клиенту, но съедает ваши ресурсы и время. Тайити Оно, один из основоположников принципов, о которых мы говорим, выделил 7 видов потерь:
  • перепроизводство: производство бОльшего количества продукции, чем нужно;
  • излишки запасов: хранение сырья, материалов и компонентов в количестве превышающем необходимое;
  • лишние движения: ненужные действия сотрудников;
  • избыточная обработка: дополнительная или неправильная обработка из-за качества инструмента, оборудования, неправильной технологии и т.д.;
  • дефектная продукция: переделка и брак;
  • ненужная транспортировка: лишние перемещения деталей и продукции. Несогласованная логистика;
  • простои оборудования или сотрудников: ожидание наряда, починки станка и т.д..
Пример:

Вспомнилась история с производителями обуви, которым постоянно не хватало оборотных средств. После внедрения управленческого учёта мы увидели, что на складе лежит товар на несколько миллионов. Да, в основном это были “замороженные” остатки прошлых коллекций, но ведь это тоже деньги! Тогда мы распродали товар через оптовиков, маркетплейсы и собственные площадки с минимальной наценкой.

Этого хватило на:
  • запуск производства новой коллекции;
  • создание резервного фонда компании.
Подробнее об этом случае и решении других проблем обувной компании .

3. Обеспечиваем непрерывность процесса: от запроса до изготовления

Это отдельная медитация 🧘🏻‍♀️. Необходимо выстроить производственную цепь так, чтобы поток работы был непрерывным. Стабильный и ритмичный, как биение сердца звук станков (клавиш айтишника, ножей повара и т.д.) - вот что нам надо. А значит, в моменте необходимо хорошо понимать потребности рынка и уметь четко спрогнозировать количество выпускаемой продукции.

Ещё пример:

Мы однажды работали со строительной компанией, логистические цепочки в которой были настолько не отлажены, что более половины оплаты работы строительных бригад приходилось на простой, ввиду отсутствия необходимых материалов и/или оборудования.

Когда собственник увидел эти колоссальные утечки, он мгновенно пересобрал отдел снабжения и логистики. А мы помогли ему выстроить для них систему мотивации таким образом, чтобы простои строительных бригад были для сотрудников не выгодны.

4. Вовлекаем сотрудников

Люди - самый ценный ресурс компании. Поэтому важно вовлечь сотрудников в процесс поиска и внедрения улучшений.

Как это сделать?
  • создайте атмосферу доверия и открытости: сотрудники должны не бояться высказывать свои идеи и предложения;
  • внедрите систему поощрений: вознаграждайте сотрудников за рационализаторские предложения и внедрение улучшений;
  • обучайте сотрудников принципам бережливого производства: чем лучше они понимают систему, тем эффективнее будут работать.
Пример:

Наша команда над этим кейсом не работала, но чужой пример бывает очень вдохновляющим. На одном из крупных заводов по производству электротехнической продукции была проведена серия лекций о бережливом производстве. В конце обучения руководство предприятия пообещало всем сотрудникам вознаграждение в размере 10% от прогнозной эффективности предложенных ими улучшений в качестве премии.

Сначала реакция была вялой, в ящики для сбора улучшений приходили нежизнеспособные или очень дорогостоящие в реализации предложения. Но однажды молодая стажерка конструкторского отдела внесла предложение, реализация которого позволяла сократить расход металла на заводе на 7-9%. Руководство предприятия выполнило свое обещание и слух о сумме ее премии мгновенно разлетелся по всему заводу.

В течение только 1 года после этого на предприятии было внедрено еще 4 предложения от сотрудников, повышающих эффективность производства.

5 принципов бережливого производства. Восточная философия ведения бизнеса 🏯

5. Стремимся к совершенству

Бережливое производство - это не разовая акция, а непрерывный процесс. Важно постоянно анализировать работу компании, искать новые потери и внедрять улучшения.

Пример:

На одной из птицефабрик перед нами стояла задача увеличить прибыль. Просто увеличивать цены не позволял рынок. И тогда мы посмотрели на данные внедрённого управленческого учета.

Оказалось, что некондиционная продукция реализуется ниже себестоимости. Решение: наладить переработку некондиции. Был составлен бизнес-план по запуску колбасного цеха. Некондиционная продукция стала проходить переработку, и прибыль выросла на 15 млн. рублей за два года! Но, «совершенству нет предела»! И сейчас рассматривается вопрос о дальнейшей переработке отходов колбасного производства для выпуска эконом-корма для животных.

Итог:

Бережливое производство можно адаптировать под любую сферу бизнеса - от промышленности до IT и ресторанов. Основные шаги внедрения включают диагностику текущей системы, выявление узких мест и неэффективных процессов, подбор подходящих инструментов и вовлечение сотрудников в процесс изменений.

Важно не ломать уже существующую систему, а интегрировать новые технологии, укрепляя сильные стороны компании.


 
  • Теги
    бережливое производство философия ведения бизнеса
  • Сверху Снизу