Ввести в состояние потока: что общего у казино и розничных магазинов

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.877
Репутация
11.595
Реакции
61.773
RUB
50
Они преследуют одну цель: удержать посетителя и заставить его потерять счёт времени и денег.

Поездка в торговый центр за подарком другу нередко заканчивается покупкой неоправданно дорогого свежевыжатого сока в «корнере» у эскалатора, примеркой пары-тройки вещей для себя и незапланированным перекусом в ресторанном дворике.

Прогуливаясь к выходу под рассеянным искусственным светом, человек уже и не помнит, как давно приехал, и осознаёт, что ничего нужного так и не купил. Сам он себя корит за пустую трату времени и денег, а вот для владельцев ТЦ он — идеальный покупатель.

Источник фото: «Пятёрочка»


Пример, как загонять посетителя в своё «магнитное поле», одной из первых подала индустрия казино. В 1931 году, когда в Неваде легализовали азартные игры, в каждом заведении висели часы, однако вскоре они исчезли — и вовсе не по прихоти владельцев игорных точек.

На часы жаловались сами игроки и грозились впредь не приходить, если управляющие к ним не прислушаются. Увлечённые игрой, они «сбегали от реальности», а словно спешащие куда-то стрелки волей-неволей возвращали их на землю.

По той же причине в казино практически не бывает естественного света. Вред от него в 1970-х заметил глава Castaways на Лас-Вегас-Стрип Билл Фридман. Едва солнце начинало восходить и освещать игорные зоны, как 90% клиентов тут же бросали игру и разъезжались по домам. Глядя на солнечные лучи, они понимали: впереди целый день, а за стеклом — полный дел мир.
Стоило Фридману затемнить стёкла, и «массовый исход» прекратился.

Источник: <a href=https://edition.cnn.com/travel/article/las-vegas-best-casinos/index.html rel=nofollow noreferrer noopener target=_blank>CNN</a>


Среди других решений, которые Фридман в своё время внедрял у себя и позже советовал тем, кто покупал у него консультации:
  • Низкие потолки, «лабиринты» и более укромные уголки для автоматов. Расхаживая по казино, клиент ощущает, что вокруг кипит жизнь, но при этом во время самой игры может сконцентрироваться.
  • Вместо песен — негромкие инструментальные композиции или «звуки казино». По песням игроки чутче чувствуют ход времени, исследователи.
  • Ничего вычурного в интерьере. Всё внимание должно быть приковано к автоматам.
В отсутствие отвлекающих факторов посетитель проваливается в потоковое состояние, в котором время застывает, пространство сжимается, а ценность денег — стирается. В том числе поэтому он продолжает играть, даже если уже проигрывает, словно совершенно не тревожась о будущем.

Американский психолог Михай Чиксентмихайи искал ответ на вопрос, что делает человека счастливым. Его главная теория показала, что в любой деятельности результат и вознаграждение — это не главное, а стремление к благополучию нужно поддерживать и на рабочем месте.

«Работать настолько приятно, что деньги неважны»: кем был создатель «теории потока» Михай Чиксентмихайи


Аналогичную цель преследует и ритейл: удержать покупателя, показать ему как можно больше товаров и подтолкнуть к покупке того, что ему, скорее всего, и не нужно.

По учёных Бангорского университета в Уэльсе, мозг удерживает покупателя от сомнительных финансовых решений в течение всего 23 минут.

После этого рациональное уступает эмоциональному: клиент охотнее «клюет» на маркетинговые предложения и тяжелее справляется с подсчётами выгоды. То есть сначала он старается обращать внимание, например, на соотношение цены и качества. Но чем больше проходит времени, тем охотнее он купит что-нибудь просто для поднятия настроения.

А через 40 минут пребывания в магазине мозг и вовсе «отключается», пишет The Hustle.

До 22 минут в магазине — «$49 за эту ерунду?!»; 23-39 минут в магазине — «Порадую себя»; свыше 40 минут — «М-м-м... магазинные крендели»


До 22 минут в магазине — «$49 за эту ерунду?!»; 23-39 минут в магазине — «Порадую себя»; свыше 40 минут — «М-м-м... магазинные крендели»

Торговым центрам удержать потребителя проще, поскольку на их территории продаются товары всевозможных категорий. Продуктовым магазинам труднее, ведь большинство их клиентов точно знают, зачем пришли, и потому стараются побыстрее расправиться с покупками.

Тут-то на помощь компаниям и приходят практики казино:
  • Часы не вешать, а окна с видом на улицу закрыть.
  • Вынудить посетителя бродить по магазину как по лабиринту, чтобы ему на глаза попались те товары, к которым он, возможно, и не подошёл бы. Так , например, IKEA.
  • Музыка — медленная. В 1980-х учёные , что темп звучащих мелодий влияет на скорость, с которой действуют покупатели: чем он размереннее, тем неторопливее человек.
  • Принцип оформления залов — чем скучнее, тем лучше. Внимание должны приковывать красочные упаковки и яркие ценники со скидками.
Эти и другие решения магазины используют годами. (Посетители российских «Пятёрочек», например, первое время недоумевали из-за хаотично уложенной плитки. Некоторые списывали это на халтурность рабочих. Согласно другой неофициальной версии, рябящее в глазах покрытие вынуждает посетителя смотреть на полки повыше, где располагаются товары подороже).

<a href=https://www.x5.ru/wp-content/uploads/2022/09/pyaterochka_brandbook.pdf rel=nofollow noreferrer noopener target=_blank>Брендбук</a> «Пятерочки»

«Пятерочки»

<a href=https://www.x5.ru/wp-content/uploads/2022/09/pyaterochka_brandbook.pdf rel=nofollow noreferrer noopener target=_blank>Брендбук</a> «Пятерочки»

«Пятерочки»

Большинство отвлекающих факторов магазинам удаётся устранить, однако с одним пока никак не справиться, и это смартфоны. Всего одно уведомление, и человек выпадает из «потока», смотрит на время и вспоминает о бытовых заботах.

Универсального решения этой проблемы пока нет, но помочь в теории могли бы новые технологии — в частности виртуальной реальности, считает один из собеседников The Hustle. Надев на человека гарнитуру, можно отрезать его от внешнего мира и всех тех, кто захочет пожурить его за расточительность.

Навигация по IKEA. Источник: <a href=https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.popsugar.com%2Fsmart-living%2Fsecret-ikea-exits-41196604&psig=AOvVaw36iokrkSN1O8b-Vh1443NJ&ust=1709975451940000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBQQjhxqFwoTCJiJgI2p5IQDFQAAAAAdAAAAABAK rel=nofollow noreferrer noopener target=_blank>Popsugar</a>

Навигация по IKEA


 
  • Теги
    состояние потока
  • Сверху Снизу