По мнению экспертов, пандемия стала одним из показательных моментов для похитителей денежных средств клиентов банков.
В понедельник 26 октября стало известно, что в сети массово регистрируются домены с названиями популярных брендов, об этом сообщил «Ъ». По мнению экспертов, сайты могут готовить мошенники, с целью фальшивых распродаж. Текущий год и так запомнился многим, в том числе, всевозможными обманами, — ДОЛГ. РФ решил вспомнить, какие виды мошеннических операций были распространены в пандемию и какие способы защиты банки применяли, спасая клиентов.
В марте 2020 года эксперты Тинькофф-банка провели исследовали распространённые схемы обмана мошенниками клиентов различных банков. Тогда выяснилось, что 76 % от основной доли хищений приходится на так называемую социальную инженерию, когда жертвы сами переводят деньги мошенникам. Эксперты утверждали, что за два года доля такого вида хищений выросла в два раза. Пандемия коронавируса стала лучшим временем для похитителей денежных средств.
Кроме этого, данные Генпрокуратуры, проанализированные РБК, объясняли стремительный рост хищений с новыми обстоятельствами, вызванными ограничениями из-за COVID-19. Россияне стали больше пользоваться безналичным расчетом, перешли на «удаленку», осуществляли заказы через интернет-магазины из-за закрытия большинства торговых точек. Все это послужило толчком для прогрессирования мошеннических операций. Стали чаще появляться сайты-клоны известных торговых марок, Telegram-каналы, VK и Instagram-аккаунты. Неопределенность с выплатами в полном и доступном информировании позволяли мошенникам легко вступать в контакт с пенсионерами.
Однако не все банки заметили рост мошеннических операций в пандемию коронавируса. Так ПАО «Промсвязьбанк» сообщил что по их наблюдениям, уровень мошеннических операций практически не изменился по сравнению с прошлым годом, а во время пандемии активность мошенников даже несколько снизилась.
Аналитики Тинькофф-банка в своем исследовании говорили, что телефонное мошенничество самое прибыльное. Средний его «чек» составляет 34 тыс. руб. Помимо этого, хищение происходило посредством антивирусников, которые нужно было скачать жертвам якобы для безопасности своих средств. Также предлагалось сообщить SMS-коды «Службе безопасности» липового банка.
Тогда заместитель директора компании Group-IB по корпоративным коммуникациям Павел Седаков говорил, что за I квартал 2020 года центр реагирования заблокировал 4790 фишинговых ресурсов.
Специалисты «Промсвязьбанка» отметили, что сейчас самым распространенным видом продолжает быть несанкционированное списание денежных средств клиентов в результате пренебрежения самими клиентами мерами защиты информации.
В банке уточнили, что отношение мошенников к физическим и юридическим лицам, а также способы проведения хищений, — разные.
«В отношении физических лиц мошенники используют традиционные методы социальной инженерии: звонят клиенту от имени банка и под разными предлогами выведывают у него конфиденциальную информацию (данные банковской карты, коды подтверждения операций и др.), либо, якобы спасая средства клиента, вынуждают его совершить перевод средств или установить вредоносную программу, — сообщили в пресс-службе «Просвязьбанка».
Также, в отношении юрлиц используется схема заражения компьютера клиента вредоносным программным обеспечением. Это связано с тем, что данные лица пренебрегают рекомендациями банка об обновлении антивирусных программ и обязательном использовании лицензионного ПО.
Из-за нарушений рекомендаций компьютеры юрлиц, которые подключены к системе дистанционного банковского обслуживания, попадают под удаленное управление злоумышленников. Это позволяет мошенникам выполнять финансово значимые операции от имени самого клиента и беспрепятственно выводить денежные средства с его счета.
Чтобы не стать жертвой мошенников необходимо помнить, что клиент всегда должен держать в тайне SMS-коды, push-уведомления, PIN-коды карт, контрольные вопросы и данные карты (срок действия и трехзначные коды).
Банки постоянно напоминают своим клиентам о необходимости неукоснительного соблюдения обязательных мер безопасности. В случае столкновения с опасностью клиентам советуют незамедлительно звонить в банк.