Способы анализа франшизы на основании открытых источников

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.812
Репутация
62.390
Реакции
277.013
RUB
0
Представим, что в определённый период времени Вы или кто-либо из ваших родственников/друзей приняли решение о покупке франшизы.

После того, как Вы отобрали несколько приемлемых для вариантов, я рекомендую провести проверку нескольких важных параметров, которые помогут установить качество франчайзингового предложения.

1. Анализ франшизы по публично доступным источникам

(1) Проверка регистрации и принадлежности товарного знака.

Если известен регистрационный номер товарного знака, то проверка прав правообладателя в отношении искомого товарного знака осуществляется с использованием сервиса открытых реестров "Роспатента по данной ссылке , выбрав в предложенном списке «Реестр товарных знаков и знаков обслуживания».

Если же регистрационный номер товарного знака неизвестен, то есть несколько способов получить данную информацию:

  • Использование сторонних баз для поиска товарных знаков, например, ;
  • Запросить номер товарного знака у правообладателя, но в таком случае Вы должны понимать, что попадаете в обработку к менеджеру по продажам, до принятия, готовы ли Вы обсуждать условия работы по франшизе с конкретным правообладателем;
  • Можно использовать функцию браузера - поиск по картинкам. Такой метод менее удобный по сравнению с первым, тем не менее, этот способ также позволяет определить номер товарного знака.
При анализе данных о товарном знаке я рекомендую проверять следующую информацию:

Соответствие количества регистраций права использования товарного знака и количества точек, открытых по договорам коммерческой концессии/лицензионным договорам, указанных правообладателем в продающей презентации.

Например, в презентации франшизы указывается: «У нас 30 франчайзинговых точек». Потенциальный покупатель думает, что речь идет о наличии 30 франчайзи. Однако, это не всегда так. Например, одному франчайзи предоставлена исключительная лицензия на какую-либо административно-территориальную единицу (район, город, страна) с или без ограничения по открытым точкам на этой территории. Может получиться, что 30 франчайзинговых точек имеют количество франчайзи, меньшее чем 30. Однако, при внимательном подходе к проверке, а также при условии того, что правообладатель осуществляет регистрацию договоров, можно приблизительно соотнести достоверность информации об открытых франчайзинговых точках, заявленных в презентации, с данными, указанными в реестре Роспатента.

Как это можно проверить? Заходим в открытые реестры Роспатента (ссылка выше) и смотрим количество зарегистрированных договоров о предоставлении права использования товарного знака.

В качестве дополнительного инструмента проверки я также рекомендую использовать «Реестр заявлений о государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору и заявлений о государственной регистрации перехода права без договора», расположенный там же , такая проверка позволит нам ознакомиться с действиями правообладателя в отношении интересующего нас товарного знака.

(2) Далее проводим проверку правообладателя или правообладателей (если их было несколько согласно реестру) на наличие судов, нас интересует в первую очередь суды с франчайзи, для проверки используем следующие сервисы:

  • - поиск по базе арбитражных судов;
  • – поиск по базе судов общей юрисдикции, в отличии от базы решений арбитражных судов Вам будет отражена только категория спора и суд, далее, Вам имеет смысл найти интересующие вас дела на сайте соответствующего суда, и посмотреть, выложен ли там текст решения суда. Сразу предупреждаю, что: (1) не все решения судов общей юрисдикции публикуются и (2) если у вас есть возможность найти судебные дела судов общей юрисдикции с использование ИПБ «Консультант+» или «Гарант», то лучше воспользоваться ими.
Бесспорно, у большинства правообладателей договоры и бизнес-процессы выверены на достаточно высоком уровне с точки зрения финансовых рисков правообладателя. Однако, изучение судебной истории помогает нам сделать выводы о том, по каким именно основаниям возникают судебные споры между правообладателем и франчайзи, а также наметить пункты, на которые необходимо будет обратить внимание при анализе договора правообладателя и подготовке протокола разногласий. Порой уже по итогу анализа судебной практики мы можем прийти к выводу о том, что правообладатель злоупотребляет своими правами, или что договор никак не защищает интересы франчайзи.

2. Оценка качества услуг франчайзинговой сети со стороны потребителя

Перед звонком в отдел продаж соответствующей франшизы, на мой взгляд, необходимо предварительно оценить продукт правообладателя непосредственно в качестве потребителя и получить представление о стандартах качества и обслуживания именно со стороны потребителя, ведь независимо от красивой витрины возвращаемость потребителя зависит именно от качества сервиса.

По возможности, необходимо осуществить посещение не одной точки, а хотя бы двух точек, одной из которых будет франчайзинговая точка, а другой будет точка правообладателя. Это рекомендуется делать исходя из того, что не всегда франчайзи соблюдают те стандарты, которые устанавливает правообладатель. Например, мы можем посетить собственную точку правообладателя и получить обслуживание хорошего качества, т.к. правообладатель следит за качеством и репутацией своих собственных точек, поскольку от этого зависит в том числе и его доход. Но в тоже время, посетив точку, принадлежащую партнеру (франчайзи), мы можем встретиться с ситуацией, когда качество услуг значительно уступает качеству услуг, получаемых у правообладателя. Причины могут быть разные: начиная от того, что партнеру «надоел» данный вид деятельности, заканчивая ситуациями, когда правообладатель, продав франшизу, перестает оказывать помощь партнеру или осуществлять надзор за качеством услуг. Конечно, в редких случаях бывает и наоборот, когда сервис у партнера лучше, чем у правообладателя.

Для определения для себя списка точек к посещению нам помогут следующие инструменты:

  • Google или Yandex карты, которые покажут все имеющиеся точки;
  • Реестр товарных знаков и знаков обслуживания, который поможет отделить точки правообладателя от франчайзинговых, так как зачастую правообладатель регистрирует точный адрес местонахождения франчайзинговой точки.
  • Некоторые правообладатели указывают свои франчайзинговые точки у себя на сайте, например, в анонсах об открытии новой франчайзинговой точки.
Составив список точек для посещения, посещаем такие точки в качестве клиента, и осуществляем для себя оценку по нескольким параметрам:

(1) оценку стандартов сервиса - привлекает ли нас как клиента такой сервис или нет, а также готовы ли мы организовывать деятельность в соответствии с теми стандартами, которые мы видим как клиент. Не забываем, что есть не только стандарты, применимые к отношениям между правообладателем и франчайзи, но также и внутренние стандарты между работниками и работодателем. Информацию об обеих группах стандартов мы частично получим на этапе обсуждения договора, а полный объем - только после подписания договора с правообладателем.

(2) сравниваем качество услуг в собственной точке правообладателя и франчайзинговой точке.



3.Анализ репутации франшизы и правообладателя


Блок «Анализ бренда» - наиболее трудоемкий, и знание о качестве услуг и сервисе выбранных франшиз играет не последнюю роль при оценке франшизы.

Почему анализ бренда я ставлю как последний этап, а не, например, перед оценкой качества услуг?

Безусловно, блоки «Оценка качества услуг» и «Анализ репутации бренда» можно менять местами, если, например, у Вас слишком много франшиз к выбору или же в Вашем городе нет представителей выбранной Вами франшизы.

Но, на мой взгляд, при проведении блока «Анализ бренда» нам очень помогает информация, которую мы получаем, проведя оценку франшизы по предшествующим четырем блокам. Поэтому я и рекомендую проводить данный этап последним.

Итак, какие у нас есть способы проведения анализа бренда?

(1) Стоит сказать, что все наши первые шаги необходимы были не только для того, чтобы отсеять часть франчайзинговых предложении, но и собрать первичную информацию о том, как работает правообладатель.

Соответственно, настало время анализировать плоды наших трудов, а именно:

  • Анализируем все действия с товарным знаком (смена правообладателя и др.), соответствие заявленных правообладателем количества франшиз/открытых франшиз;
  • Анализируем судебную практику, то есть определяем:
- кто чаще инициирует судебные производства (правообладатель или партнеры (франчайзи);

- предмет спора (неисполнение обязательств по договору франчайзинга/расторжение договора франчайзинга);

- выискиваем по судебным решениям информацию и классифицируем на то, что, по мнению суда, является доказанным фактом, а что не смогла доказать та или иная сторона, но присутствует, например, в иных судебных решениях с другими партнерами (франчайзи);

- анализируем результаты рассмотрения судебных споров, желательно делать сводную таблицу для понимания общей картины;

(2) На манер тайного покупателя делаем оценку полученных нами услуг (чек-листы тайного покупателя можно найти в Интернете практически к любому виду предпринимательской деятельности, действующему в формате B2C, а большинство франшиз и работают именно в этой сфере).

(3) Анализируем продающую презентацию правообладателя, а именно:

- объем инвестиций в открытие,

- объем франчайзингового пакета, т.е. то, что нам предоставляет правообладатель за уплату паушального взноса и роялти,

- выбираем наиболее интересные для нас предложения,

- а также сравниваем предлагаемый франчайзинговый пакет с судебной практикой, т.е. анализируем, возникали ли в процессе рассмотрения дел вопросы о некачественном оказании услуг, их отсутствии или неоказании тех услуг, которые заявлены в продающей презентации.

Важно: практически в любом предложении о покупке франшизы (презентация, лендинг) вы можете видеть ссылку на доходность франшизы. Данный вопрос я как юрист не анализирую и оставляю его на откуп экономистам. Как ранее я сказал, предпринимательская деятельность – это в любом случае риск, в том числе и риск того, что могут возникнуть убытки (вложенные денежные средства не окупятся).

97% из 100% франшиз не будут давать Вам документальную гарантию доходности, обещанной в презентации, так как это «средняя температура» по рынку внутри соответствующей сети или средняя доходность в соответствующей сфере бизнеса (если речь идет о совсем молодой розничной сети, у которой открыто 2-5 своих собственных точек до начала продажи франшизы). Остальные 3% если и обещают гарантию доходности, то в большинстве случаев это или недобросовестные правообладатели или единороги (встретить таких – редкая удача).




(4) Пробуем самостоятельно выйти на связь с действующими партнерами (франчайзи) (желательно с несколькими).

Почему с действующими? На мой взгляд, действующие партнеры (франчайзи) могут предоставить наиболее объективное мнение о работе правообладателя. Причем нам необходимо собрать мнение у нескольких партнеров, так как получение отзыва только от одного-двух франчайзи не даст нам возможности полностью отсеять личное мнение от объективной ситуации. Получение же информации от как можно большего количества действующих партнеров даст возможность рассортировать полученную информацию на объективную (на основании одинаковых отзывов и паттернов) и личное мнение.

Почему не попросим контакты действующих франчайзи (партнеров) у правообладателя на этапе переговоров? Слишком высока вероятность того, что правообладатель даст Вам контакты наиболее лояльных партнеров, а также предупредит соответствующих партнеров о Вашем звонке/визите. В связи с этим есть риск получения относительно односторонней информации, причем не обязательно позитивной, но и негативной (если партнёр опасается конкуренции с Вашей стороны, что характерно для маленьких населенных пунктов).

Почему не опрашиваем бывших франчайзи? В большинстве случаев бывшие партнеры (независимо от того, осуществился ли выход из франшизы полюбовно или же состоялся суд) осуществляют выход из франшизы в связи с низкими финансовыми показателями, убыточностью точки или по иным личным причинам. Соответственно, в большинстве случаев (не всегда) Вы встретитесь только с негативом в отношении франшизы и правообладателя, так как в данном случае вероятнее всего будет превалировать именно личная оценка на основании своего негативного опыта без критического самоанализа собственных действий партнера.

Анализ бренда через отзывики.

Многие, занимаясь анализом франшизы, изучают отзывы на всевозможных тематических сайтах, неважно, будь это отзывы в отношении самой франшизы или отзывы сотрудников о работодателе.

Я крайне скептически отношусь к подобным сайтам, так как неоднократно встречался с ситуациями, когда сайты специально наполняются отзывами от несуществующих людей (возможно, и вполне себе существующих, но которые не приобретали франшизу или не работали у правообладателя).

Если при осуществлении своего анализа Вы решили делать ставку подобные отзывы, то необходимо учитывать следующие моменты:

Во-первых, процент негативных отзывов в большинстве случаев будет больше, чем процент положительных отзывов, ведь люди склонны публиковать в первую очередь негативный опыт, а не позитивный опыт. Существуют и исключения из этого правила, например, когда:

1) страница франшизы/работодателя заполнена заказными отзывами или над этими страницами работает SERM-специалист;

2) мы читаем отзывы на сайте, подконтрольном правообладателю, ведь в таком случае именно правообладатель выбирает, какие отзывы публиковать, а какие нет;

3) мы нашли единорога, то есть правообладателя, который если и не всем нравится, но превалирующему большинству, и люди находят время писать о нем искренние положительные отзывы.

Во-вторых, проверяйте информацию о составителе отзыва, например, увидели, что Иванов Иван Иванович недоволен своим опытом работы по франшизе в г. Санкт-Петербург. Не поленитесь, сверьте данную информацию, задайтесь следующими вопросами и поищите ответы на них:

1) существовала ли соответствующая точка по соответствующему адресу (если указан был адрес), если существовала, Вы сможете найти анонс о ее открытии на страницах правообладателя?

2) был ли зарегистрирован договор с соответствующим франчайзи в Роспетенте?

3) может, был суд с этим партнером?

Относитесь критически к информации, представленной на сайтах-отзывиках. Для этого и необходимо проводить всесторонний анализ франшизы, сравнивая данные, полученные из нескольких разных источников (собственные выводы, обратная связь, отзывики (если решили ими воспользоваться). В итоге Вы сможете получить более-менее объективную картину о интересующем Вас правообладателе.

Перед покупкой франшизы необходимо понимать, что франшиза – это не пассивный доход (прим. немало людей имеют по каким-либо причинам заблуждение по данному вопросу), а именно ведение предпринимательской деятельности, с тем условием, что в организации и ведении соответствующей деятельности нам помогает правообладатель, но при этом мы лишаемся части свободы своего усмотрения, то есть ведем деятельность по правилам, установленным правообладателем (до выхода из франшизы), даже если не согласны с этим (исключая случаи, когда правообладатель разрешает нам отклонение от общего курса), и платим часть денежных средств (выручки) за право работать под соответствующим брендом и за право получения консультаций, помощи и использование некоторых ресурсов правообладателя.

Соответственно, если Вы решили начать работать по франшизе, необходимо внимательно подойди к выбору франшизы перед тем, как приступить к переговорам с правообладателем. Это такой же ответственный шаг, как например, крупная покупка (квартира или машина), решение о вступлении в брак, выбор профессии. И, что не менее важно, Вы должны понять для себя, готовы ли Вы вести предпринимательскую деятельность по чужим правилам и стандартам. Ведь в случае, если Вы поймете, что работа по чужим правилам - это не для вас, то выход не из каждой франшизы является свободным.














 
Сверху Снизу