Обособленное подразделение — как открыть и вести учет

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.151
Репутация
11.520
Реакции
61.267
RUB
50
Обособленное подразделение — это часть компании, которая работает отдельно от главного офиса, например, филиал или склад.

В статье рассмотрим, как открыть, вести учет ОП и какие налоги уплачивать.

post-1565345247.jpg

Что такое обособленное подразделение?

Это часть бизнес-структуры, территориально удаленная от головной организации, но не имеющая статус самостоятельного юрлица. Чтобы считаться обособленным подразделением (ОП), оно должно быть создано на срок более одного месяца, в нем должен числиться как минимум один сотрудник.

Важно. Юридический и фактический адрес ОП не должен совпадать с основным местонахождением головной компании по уставным документам.

Обособленное подразделение ООО организуется в следующих форматах:
  • Обычное — не имеет права заключать договоры с контрагентами, участвовать в тендерных закупках и судах, решает линейные задачи.
  • Представительство — структурное отделение, представляющее интересы компании, но без права ведения коммерческой и производственной деятельности. Занимается подготовкой базы в планируемом месте открытия компании: запускает рекламные кампании, «прощупывает» спрос, ведет переговоры с будущими партнерами.
  • Филиал — имеет функции представительства и может вести производственно-коммерческую деятельность. Выполняет весь функционал основной организации, имеет право вступать в договорные отношения, решать вопросы в судебном порядке, участвовать в тендерных сделках.
Обычное ОП организовывается по приказу руководителя. Остальные формы — в соответствии с ГК РФ.

Как открыть ОП?

Подобную структурную единицу имеет право открыть исключительно юрлицо. Алгоритм действий следующий:

Решение общего собрания

Вопрос организации ОП решается на общем собрании компании. Должно быть получено согласие всех учредителей или принято единоличное решение, если учредитель один. Принятое решение оформляется в специальный документ.

Приказ

На основании принятого решения издается приказ, содержащий следующую информацию о новой структурной единице:
  • Вид.
  • Название.
  • Сфера деятельности.
  • Основание для создания (решение собрания).
  • Адрес нахождения.
  • Число сотрудников.
  • Дата организации.
  • Данные лица, назначаемого руководителем.
  • Число, до которого нужно поставить в известность налоговые органы.

Положение об ОП

В этом нормативном акте отражены правила, регламентирующие его деятельность:
  • Выполняемые функции — представительские, оказание услуг, продажа товаров, производство.
  • Направления деятельности.
  • Структура.
  • Штатный состав и другие организационные аспекты.
Для организации обычного ОП этих документов достаточно, никаких дополнительных действий предпринимать не нужно.

Если открытие обособленного подразделения выполняется в формате представительства или филиала, необходимо внести изменения в уставную документацию организации и подать сведения об обособленном подразделении в УФНС.

Может ли ИП создать ОП

В соответствии с законодательством, создать такую структурную единицу может лишь юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель не может этого сделать.

Он может вести предпринимательскую деятельность по месту жительства или в любой другой локации, но без организации обособленного подразделения. Уведомлять об этом контролирующие структуры не нужно.

Особенности создания ОП

Для предотвращения спорных ситуаций с налоговым органами нужно предусмотреть следующие детали:
  1. Бухгалтерский учет. Может вести головной офис (с добавлением субсчетов) или само отделение (если предусмотрено его выделение на отдельный баланс). Первичные документы оформляются от имени основной организации. Отчетность сдается основным предприятием.
  2. Налоговый учет. Специфика ведения налогового учета обособленных подразделений зависит от системы налогообложения и их местонахождения. Исходя из этого, налоги уплачиваются централизованно или отдельно.
  3. Касса и расчетный счет. Обособленное подразделение может работать без собственного расчетного счета. В этом случае все расчеты проводятся через общий расчетный счет организации. Для разделения финансовых потоков можно открыть отдельный расчетный счет и все операции оформлять через него.
Необходимость кассы определяется спецификой деятельности отделения. В случае розничной торговли, работы с физическими лицами она понадобится для каждой точки.

Чеки с головной кассы выдавать запрещено.

Если в дочерней структуре занимаются только производством, а отгрузки осуществляются через головной офис, касса не нужна.

Постановка подразделения на учет

Не позже чем через 30 дней после учреждения нужно подать данные на регистрацию обособленного подразделения в налоговую инспекцию. Процедура для разных типов создаваемых структур будет разной:

Обычное ОП

Заявление заполняется по форме С-09-3-1 (в двух экземплярах), затем отправляется через ЛК ФНС, заказным письмом или в бумажном формате в отделение по адресу регистрации основной компании.

Для филиала или представительства:
  • Заполняется документ по форме Р13014.
  • Подготавливаются заверенные нотариусом копии уставных документов основной компании и документация об основании подразделения.
  • Все документы отправляются удобным способом в УФНС по адресу головного офиса.
  • Налоговая вносит данные в ЕГРЮЛ.
После получения сведений от головного офиса, налоговая передает информацию по местонахождению обособленного подразделения, и местная налоговая в течение пяти дней регистрирует его с присвоением КПП.


Важно. В случае создания нескольких подразделений информацию о них можно подать сразу, если они создаются в одно время. Если они образуются в разное время, регистрировать нужно каждое из них отдельно.

Если планируется выплачивать зарплату с отдельного р/с, об этом также нужно уведомить налоговую службу.

Налог на прибыль

Декларация обособленного подразделения сдается следующим образом:
  • В случае нахождения подразделений и головной компании в одном регионе подается общая декларация на прибыль без выделения доли обособленного подразделения.
  • Если обычные ОП находятся в другом муниципалитете, подается отдельная декларация на каждое из них и прибыль по обособленным подразделениям рассчитывается отдельно.
  • Представительства и филиалы не подают отдельную декларацию.
ОП оплачивает только региональную часть налога на прибыль (в местный бюджет) пропорционально доле прибыли обособленного подразделения в основной компании.

Важно. При открытии ОП в формате представительства или филиала организация теряет право работать по УСН и переводится на ОСН. Также компания теряет местные региональные льготы по месту создания новой структурной единицы.

НДФЛ

Налог на доходы может уплачиваться централизованно или отдельно по каждой структуре:
  1. Централизованно (через головную организацию) — если ОП расположено в одном с ней муниципальном образовании.
  2. Отдельно — если они находятся в разных муниципалитетах.
Такие же правила действуют и для подачи расчетов 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ.

Налог на имущество организаций

Если подразделение не выведено на отдельный баланс, оплата налога на имущество, как и подача декларации, осуществляется в составе центрального офиса.

Если подразделение имеет отдельный баланс с переданным на него объектом недвижимости, налог на имущество оно исчисляет и уплачивает самостоятельно.

Если недвижимость находится в другом регионе, и ее местоположение не совпадает с ОП, налог на имущество уплачивается в местный бюджет по адресу недвижимости.

Земельный и транспортный налог

Земельный налог платится по месту расположения земельного участка. Уплатить его может как головная компания, так и отдельные структурные единицы со своего расчетного счета.

Транспортный налог уплачивается обособленным подразделением, если транспортное средство зарегистрировано на него. И, соответственно, головная компания уплачивает налог на свои транспортные средства.

Не играет роли, где фактически используется транспорт.

Как закрыть обособленное подразделение?

Порядок закрытия обособленного подразделения аналогичен его открытию и состоит из следующих этапов:
  1. Собирается общее собрание учредителей компании, на котором принимается решение о ликвидации данной структурной единицы.
  2. Оформляется решение собрания, а следом за ним — приказ о закрытии подразделения с указанием лица, отвечающего за ликвидацию и сроков остановки деятельности.
  3. В течение трех дней с момента оформления приказа необходимо любым удобным способом уведомить налоговую о принятом решении (формы для обычных ОП и филиалов с представительствами разные).
  4. В течение 10 дней после подачи документов налоговая выдает уведомление о закрытии отделения. Сроки закрытия продляются, если оно попало в план выездных проверок.
  5. Решается вопрос с персоналом закрываемого отделения: оформляется перевод в другое отделение или расторжение трудовых отношений.
  6. Закрываются вопросы с текущими налогами: нужно сдать отчетность и уплатить их.
  7. Если подразделение было поставлено на учет в СФР, необходимо сняться с учета.
Если ликвидируется филиал или представительство, в устав компании необходимо внести данные об изменении ее структуры. Закрытое обособленное подразделение не имеет права осуществлять деятельность.

Итоги

  • Обособленным считается подразделение, юридический адрес которого отличается от адреса головной компании, оно функционирует более месяца и имеет хотя бы одного сотрудника.
  • Можно организовать обычное ОП, филиал или представительство. Они различаются возможностью осуществлять коммерческую деятельность и способом учреждения.
  • ИП не имеет возможности открыть ОП.
  • ОП в виде представительства или филиала подлежит регистрации в налоговой с внесением изменений в уставные документы.
  • Налоги обособленное подразделение исчисляет и уплачивает следующим образом: налоговый учет ведет головное предприятие, если ОП не выделено на отдельный баланс. Уплачивают налоги как головной офис, так и подразделения, если объект налогообложения находится в их ведомстве. Имущественный и земельный налог уплачивается по местонахождению объекта недвижимости.
  • Закрывается ОП так же, как и открывается — по решению участников компании, с уведомлением налоговой и внесением изменений в уставные документы.

 
  • Теги
    обособленное подразделение
  • Сверху Снизу