Нива Париж-Дакар

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.148
Репутация
62.195
Реакции
275.927
RUB
0
Во времена СССР "Нива" ВАЗ-2121 успешно экспортировался в Западную Европу. Нива даже принимала участие в гонках Париж-Дакар, что несомненно стало для неё хорошей рекламой.



Первая серийная Нива с конвейера сошла 5 апреля 1977. Официальным дилером советских машин во Франции тогда была компания Poch. Помимо автомобилей из СССР, компания Poch, поставляла во Францию машины из Чехословакии. Škoda Auto и Lada были основным импортом, но они производили поставки и других брендов Tatra, Aero Minor, Hansa, Glas, Borgward, Москвич, Таврия и Bertone Freeclimber II 4x4.

А вот дальше в разных источниках история разнится. Параллельно существует несколько версий появления и распространения наших машин во Франции. Хотя все они сходятся в одном: импортом этих машин занималась компания Poch Рассмотрим первую версию, встречаемую наиболее часто. Условно ее назовем так: Во Франции наши Нивы оказались благодаря автоспорту.

Название Poch происходит от фамилии владельца. В русских источниках его фамилию пишут и Пок, и Поч, но Пок чаще, хотя говорят, что правильно Пош.



Во всех источниках приводятся именно эти фотографии с Нивами команды Lada Poch, иногда даже идет приписка, что они не привязаны к событиям по годам. Обратите внимание на номера машины, ибо это важно при рассмотрении второй версии.

Изложу первую версию кратко, ибо в нее верится не очень. В 1978 году командой Lada Poch для только что организованной гонки Париж-Дакар были взяты две наши Нивы. Причем на старт они вышли практически в серийной комплектации, из доработок были только каркас безопасности, дополнительный топливным бак и емкость с питьевой водой. Обе машины дошли до финиша заняв 28 и 42 место. Поку так понравились наши машины, что он решил наладить их поставку во Францию.



Афиша самой первой гонки Париж-Дакар, декабрь 1978 года.

А теперь рассмотрим вторую версию. Компания Poch, и до Нивы занимавшаяся поставками советских автомобилей во Францию, с появлением нового автомобиля, естественно, включила его в перечень импорта. Но спорт все-же был, только события развивались несколько иначе. Наши машины действительно засветились на вновь организованной гонке, и действительно с минимальными изменениями, описанными выше. Вот только использование Нивы в первой гонке Париж-Дакар было инициировано самими гонщиками, не имевшими отношения к Poch.



В официальном зачёте присутствовало только 170 экипажей, 12 грузовиков участвовали в гонках неофициально, их допустили только со следующего года. Наши Камазы, на Париж-Дакар, придут только в 1990 году.

Первый Париж-Дакар прошел с декабря 1978, по январь 1979 года (вот кому-то, на новый год, дома не сиделось). В ней принимали участие 182 экипажа, если считать всех участников, среди которых на Нивах были пять. До финиша добралось только две Нивы: под номером 132, экипаж Пьер Минонзио и Жан-Луи ле Денту и под номером 107, экипаж Кристиан Дюбоск и Пьер-Эммануэль Фрусс. Машины с номерами 111, 126 и 148 сошли с дистанции.



У гонщиков, добравшихся до финиша встал вопрос о дальнейшей судьбе машин. Экипаж Минонзио и Денту своего боевого коня продали на месте финиша, в Сенегале (возможно такое решение было продиктовано тем, что незадолго до финиша машина сделала «уши»).



А Дюбоск и Фрусса приняли решение доставить автомобиль во Францию, попросив помощи у Жака Пока, у которого и были приобретены советские автомобили.



Пок согласился и даже выполнил транспортировку за свой счет, в обмен на информацию: что, где, и как «Нива» выдержала трассу. Большая авантюра по имени «Париж-Дакар», в январе 79-го активно освещалась в прессе.



А что может быть лучшей рекламой для автомобиля, как не участие в экстремальной гонке. И тому были примеры, спрос на «Москвичи-412» резко вырос после их участия на ралли-марафонах «Лондон-Сидней» и «Лондон-Мехико» в 1968 году. Вся эта история так повлияла на отца и сына Поков, что они всерьез заинтересовались ралли-рейдом.

Немного отойдя от темы скажу, что Пок сам является заядлым автогонщиком и принимал участие в Ле-Мане 24 часа и автопробеге в Монте-Карло.



Еще раз поясню разницу версий, по второй команда Lada-Poch не принимала участие в первой гонке Париж-Дакар. Именно это я попробовал опровергнуть, и для начала нашел полный список всех экипажей, принимавших участие в гонке. Их оказалось 200! Что вообще не вписывается ни в одну из изложенных ранее версий в русскоязычном сегменте интернета. Посмотрел на машины, принимавшие участие, автомобиль Лада Нива действительно в списке указана 5 раз и с номерами полное совпадение, что соответствует второй версии. Еще раз их номера и экипажи.

107. Christian Duboscq / Pierre Emmanuel Froissart (F) – ŁadaNiva.
111. Pierre Dagoury / Bertrand Tournier (F) – Łada Niva.
126. Claude Renault / Jacques Cholet (F) – Łada Niva.
132. Pierre Minonzio / Jean Louis Ledentu (F) – Łada Niva.
148. Francoise Rayer / Gauche (F)– Łada Niva.



Далее, нашел фотографии наших внедорожничков (да и вообще всех транспортных средств той гонки), и поднял историю команды Лада-Пок. На Нивах первого «Докара» нет наименования команды Lada-Poch, как сделано на всех более поздних машинах, включая Ладу-Самару.



То, что они не белого цвета, как все последующие авто Французской команды, то это ничего, не значит. Пок катался на автомобилях разных цветов, хотя с 1979 года они стали белыми. На фото автомобиль Монополь X86, на котором Жак Пок и Ги Дюно-Солтье принимали участие в гонках Ле-Мана, в 1958 году.

Что касается дальнейшей истории присутствия Нивы и Поков на гонке Париж-Дакар, то далее история примерно одинаковая во всех источниках. Вот здесь и стоит поговорить о пределках машин под раллийные нужды. Про гражданские версии рассказ будет в следующий раз.



Ралли Париж-Дакар не входило в календарь международной федерации FIA, а потому допускались любые переделки базовых автомобилей. Команда Lad-Poch подготовила автомобиль, естественно, с учетом опыта первой гонки. Мощность, заметьте, родного двигателя увеличили до 110 Л.С



Вторая гонка прошла в период с 1979 по 1980 год. На ней Нивы получили номера от 122-го до 129-го, и наняли профессионального пилота Жана-Клода Бри-Авуана и штурмана Бернара Клерисса. Сам Пок старший не садился за руль скорее всего из-за возраста, ибо на тот момент ему было уже 67 лет, но это догадка, а не факт.



Машина вышла под номером 128. По началу всё пошло даже очень успешно: на Французском и первом Африканском участках Нива Пока заняла первое место, а вот дальше было уже не так все радужно и в Алжире машина сошла с дистанции. Даже не дойдя до финиша, Нива заявила о себе, как об интересном автомобиле и достойном сопернике. Три из восьми автомобилей все же добрались до финиша, хотя лучшая (под номером 126) заняла всего 19 место.



На третьей гонке 1980 года Нивы получили номера со 157-го по 168-й и еще одна, под номером 276. Прогресс, уже наших 13 машин приняли участие. Команда Пока получила номер 157. Фирмой Strakit Competition была проведена работа: «расточили» блок цилиндров с 1,6 до 1,8 л, в головку установили оригинальный распределительный вал с более широкими, чем у серийного, фазами, в результате чего мощность достигла 140 л.с.

Поставили медный радиатор увеличенной емкости с электрическим вентилятором, а четырехступенчатую КПП заменили на пятиступку (на ВАЗе коробки с пятью передачами появились позднее). Усилили подвеску дополнительными парами амортизаторов. Установили 200-литровый топливный бак, каркас безопасности и защиту картера. Пришлось поработать и над облечением автомобиля убрали коврики шумоизоляцию, штатную приборку В той гонке экипажу снова удалось занять третье место.



Четвертая гонка прошла в период с 1981 Нивы получили номера «Нивы» получили номера 159-162,180-192. Пок выставил уже две машины с номерами 160 и 161. Одной из них удалось занять уже второе место.



В период с 1983 по 1988 год двигатель спортивной версии Нивы довели до 310 л.с., но в 1989 году команда Lada Poch отказалась от нашего внедорожника. Тот год она пропустила, занимаясь созданием нового спорт-кара под названием Lada Samara T3.



В завершении скажу, что Нива, которая принимала участие в третьей гонке «Дакара» сохранилась до сегодняшних дней. Три года назад ее пытались продать с аукциона за 100 тысяч долларов.



Ушла она за гораздо меньшую сумму – чуть меньше 6 тысяч, но всё равно это хорошая новость, ибо хотя бы один из тех автомобилей оказался в чьей-то коллекции.



И ещё, деятельность команды Poch нашла отображение в народном творчестве.







 
Сверху Снизу