Не везет в плацкартах: как перекупщики воруют железнодорожные билеты

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
30.036
Репутация
11.800
Реакции
62.380
RUB
50
В последнее время прокуратура вместе с перевозчиками активно занялась проблемой дефицита железнодорожных билетов, который искусственно создают перекупщики.

За последние полгода в оборот вернули несколько тысяч билетов на сумму в десятки миллионов рублей. Для этого приходится устраивать масштабную зачистку фейковых аккаунтов. Как работают билетные спекулянты и как бороться с дефицитом мест в поездах — читайте в материале.

Куда пропадают билеты

В прокуратуре вмешиваются в ситуацию с искусственным дефицитом железнодорожных билетов, создаваемым перекупщиками. На прошлой неделе эта работа привела к в оборот 2 тыс. железнодорожных билетов на сумму более 9 млн рублей.

Аналогичная ситуация летом — тогда после многочисленных жалоб пассажиров, которые не могли купить билеты на поезда южного направления, Московской межрегиональной транспортной прокуратурой было заблокировано более 30 фейковых аккаунтов, снято с публикации 20 объявлений спекулянтов, а в оборот вернулось около 5 тыс. билетов на поезда южных направлений на сумму 14 млн рублей.

— Спекулянты и массовые бронировщики «пылесосят» предложения по наиболее востребованным направлениям и датам и создают дополнительный дефицит. Работают они чрезвычайно активно.

TASS_75606990.jpg


Информацию подтвердили и в компаниях-перевозчиках, где, однако, подчеркнули, что деятельность спекулянтов, как правило, не приводит к глобальному дефициту билетов, а после вмешательства Генпрокуратуры такая незаконная деятельность пресекается.

В рамках борьбы против спекулянтов компании-перевозчики блокируют личные кабинеты и аккаунты посредников — в том числе за применение различных ботов и онлайн-программ для бронирования.

— Причем нередко под раздачу попадают вполне добропорядочные туристические компании, которые бронируют туры по групповым тарифам и выглядят подозрительно в глазах структур РЖД. Чем больше развиваются системы онлайн-бронирования с применением нейросетей, тем сложнее отличить и вычислить злоумышленников. Кроме того, периодически возникают сайты-клоны, и среднестатистический потребитель даже не знает, у кого он бронирует билет. Хорошо если перевозка вообще будет просто по завышенной цене, а могут и просто украсть деньги и персональные данные.

Как работают железнодорожные спекулянты

В первый день продажи билетов на летние поезда пользователи нередко замечают, как места исчезают буквально на глазах. Зачастую это означает, что на сайте перевозчика работают боты.

— Перепродажники используют автоматизированные программы для массовой скупки билетов сразу после их появления. Затем они реализуют их по завышенным ценам через сторонние сервисы.

В управлении Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту пояснили, что спекулянты в момент открытия продаж скупают самые востребованные билеты на вымышленные имена с помощью специальных скриптов. Покупка происходит в доли секунды — человек за это время даже места выбрать не успеет.
Причем создание таких ботов — не такое сложное дело. В Сети можно найти историю, как один из жителей юга России, устав от постоянного отсутствия билетов в Москву, бот для «вылавливания» билетов для собственного удобства. Сейчас он уже не работает: компания-перевозчик нашла способ заблокировать его как подозрительного.

Чтобы перепродать билет, спекулянты размещают в Сети объявления, берут паспортные данные покупателя, оформляют возврат и в момент поступления билета в систему сразу же покупают его на имя заказчика. Наценка при этом может составлять до 100% от реальной стоимости билета.

Человек обычно понимает, что покупает билет у спекулянта и доплачивает за «услугу», но всё равно идет на это, потому что другого способа попасть на нужный поезд просто нет.

Как борются со спекулянтами

Для борьбы с такими схемами поможет правило, когда билет возвращается в продажу не сразу, а с ожиданием в несколько часов. Это затруднит спекулянту переоформление на нового пассажира.
Сейчас перевозчики уже пользуются этим приемом: билет возвращается в продажу в течение неопределенного времени — от пары часов до нескольких дней. Это, правда, усложнило жизнь и реальным покупателям, которые нередко сдают билеты для того, чтобы сразу переоформить их, например, на другого родственника.

Еще один способ — введение листа ожидания, чтобы информацию о появлении сданного билета видели реальные покупатели. Этот способ рекомендовала перевозчикам и прокуратура. По сути, здесь клин вышибают клином — с ботами мошенников перевозчики стали бороться собственными ботами, которые работают с реальными клиентами по реальным заявкам.

С появлением цифровых сервисов спекулянтам становится всё труднее. Сегмент спекуляции сейчас перешел из частных рук к различным компаниям.

Их не так уж много, поскольку лот выкупленных билетов должен исчисляться сотнями, а то и тысячами, поэтому выявить и контролировать такие компании — осуществимая задача. Достигается это путем мониторинга продаж выкупленного блока билетов, и в случае откровенной спекуляции деятельность таких нарушителей, как правило, пресекается.

В авиаперевозках подобных проблем значительно меньше: перекупщикам сложнее работать, потому что поставщиков билетов в авиации намного больше.

Почему билетов на Новый год так мало

Однако перевозчики и эксперты подчеркивают, что дефицит билетов не связан напрямую с перекупщиками — они лишь усугубляют ситуацию.

Причины, во-первых, в нехватке дополнительных поездов и направлений, во-вторых, в повышенном спросе на пиковые даты, в-третьих — в закрытии ключевых аэропортов южного направления.

С дефицитом можно бороться только увеличением предложения — дополнительными авиарейсами, поездами, увеличением частоты и емкости перевозки. Это чрезвычайно сложная, затратная и на некоторых направлениях практически нерешаемая задача. Дефицит всё равно будет в период высокого спроса: на праздничные даты, в летний период и на востребованных направлениях. Перевозчики пытаются оперативно реагировать и разгружают направление дополнительными бортами и поездами, но это не всегда получается.

Железнодорожные перевозки не просто отстают от резкого роста спроса на внутренний туризм — по некоторым направлениям железная дорога объективно достигла предела пропускной способности.

— Запустить дополнительный самолет, если он есть, легко: небо свободно. А вот поставить дополнительные вагоны или поезд — очень сложно просто потому, что это жестко лимитированная система. Поэтому надо глобально наращивать строительство новых железных дорог и увеличивать при этом скорость доставки туристов. Это особенно актуально для южного направления.

В последнее время вообще прослеживается тенденция пересаживания внутренних туристов на личные автомобили — люди не готовы платить большие деньги за билеты на самолет или поезд, особенно если едут в отпуск всей семьей.


 
  • Теги
    дефицит жд билетов
  • Назад
    Сверху Снизу