Вы задумывались, почему среднестатистический пользователь Интернета готов потратить ценное время на написание и размещение негативного отзыва, но вряд ли (без дополнительного стимулирования) найдет его, чтобы похвалить бренд за классный продукт или качественно оказанную услугу?
Негативные отзывы в Интернете
Понимание природы такого поведения может помочь бренду выстроить эффективную коммуникацию с клиентами, в том числе осознать необходимость работы с отзывами в Сети (особенно негативными) в рамках управления репутацией. В конечном счете, это повысит лояльность целевой аудитории и продажи.
Негативные отзывы в Интернете
Понимание природы такого поведения может помочь бренду выстроить эффективную коммуникацию с клиентами, в том числе осознать необходимость работы с отзывами в Сети (особенно негативными) в рамках управления репутацией. В конечном счете, это повысит лояльность целевой аудитории и продажи.
Почему и зачем клиенты оставляют негативные отзывы в Интернете?
Человек склонен запоминать и прокручивать в голове негативные события. По мнению нейропсихологов, причина этого явления носит эволюционный характер.На протяжении многих веков людям приходилось тратить большую часть энергии на избегание разного рода внешних угроз, чтобы просто выживать. С течением времени человеческий мозг запрограммировал сам себя держать фокус на негативе. Нейропсихолог Рик Хансон даже как-то назвал мозг «липучкой для негатива и тефлоном для позитива».
Негативные стимулы воздействуют на нейроны нашего мозга гораздо более интенсивно, чем положительные, и вызывают бурю неприятных эмоций (гнев, обида, злость, агрессия и т. д.). И у людей возникает естественное желание – избавиться от них, чтобы стало легче.
Клиент, к которому заказанные роллы ехали 2 часа, вместо обещанного получаса, или (не дай бог!), вообще не приехали, выплеснет в Сеть шквал недовольства.
Негативный отзыв о доставке заказа
Пациент, которому врач нагрубил во время приема или вел себя по отношению к нему цинично или безразлично, с большой вероятностью напишет негативный отзыв о клинике со всеми подробностями. Каюсь, сама оставила как-то на эмоциях здоровенный негативный отзыв о приеме педиатром моего ребенка в одной медицинской клинике.
Недавно на глаза мне попался вот такой интересный отзыв про паука Жорика. Не могу не отметить, что, несмотря на возникшие неприятные эмоции от приема, чувство юмора у пациента прекрасное).
Пример негативного отзыва о медицинской клинике
Негативные отзывы могут быть также вызваны исключительно внутренними комплексами людей. Публикуя гадости, человек может смещать накопленную агрессию, самоутверждаться, закрывать чувство неудовлетворенности жизнью.
Например, интернет-тролли, согласно исследованию американских психологов, имеют черты «темной триады» (нарциссизм, макиавеллизм, психопатия) и получают удовольствие от чужих неудач и страданий. Для троллей запостить негатив, зачастую содержащий оскорбление или брань – развлечение, а удачная провокация собеседника – успех.
Польза конструктивного негатива для бренда
Все негативные онлайн-отзывы можно разделить на две группы:• конструктивный негатив (с которым бренду можно и нужно работать);
• неконструктивный негатив (в том числе, троллинг).
Конструктивный негатив можно распознать по следующему признаку – он всегда содержит в себе указание на конкретную проблему, с которой столкнулся клиент при взаимодействии с брендом.
Даже если отзыв написан эмоционально (с тремя «!!!», «КАПСЛОКОМ», а иногда и с использованием нецензурной лексики), из него можно вычленить проблему, связанную с продуктом или услугой.
Например, клиент может написать, что онлайн-приложение магазина работает некорректно или тормозит, и он уже задумывается вообще отказаться от его использования (и это уже своеобразный Call to Action для бренда).
Пример негативного отзыва об онлайн-приложении магазина
Такими негативными отзывами клиенты, с одной стороны, «выпускают пар» (избавляются от возникших неприятных эмоций), а с другой стороны, происходит вот что:
• человек старается предупредить других пользователей (с точки зрения психологии, таким образом мы, в том числе, ощущаем свою социальную значимость);
• обращается к бренду (и это очень важный момент).
Клиент, оставляющий конструктивный негативный отзыв, будто кричит:
«Эй, бренд! У нас тут проблема!»
Мем "Хьюстон у нас проблемы"
Такой негатив, хотя и неприятно о себе читать, является полезным. Его анализ позволяет бренду выявить и проработать слабые стороны, в том числе, улучшить продукт, услугу или сервис.
Согласно маркетинговым исследованиям, около 80% пользователей доверяют отзывам о товарах и услугах в Интернете примерно так же, как и рекомендациям друзей. При этом негативные отзывы внушают значительно большую степень доверия.
5 звезд и хвалебные комментарии бренд может и купить, чтобы искусственно повысить рейтинг на товар или услугу, тогда как множить негатив о себе не станет, - рассуждают потребители.
Правильное реагирование на конструктивный негатив может позволить удержать недовольного клиента (если, конечно, он не успел дойти до точки кипения), а также повысить лояльность новых клиентов. Согласно исследованию Brightlocal от марта этого года, 54% клиентов больше доверяют компании, которая работает с негативными отзывами.
Здесь все просто. Потребители прекрасно понимают, что идеальных компаний на рынке просто не существует (и у всех случаются огрехи и промахи), но если бренд работает над собой – это здорово.
Необходимо понимать, что работа с негативными отзывами – это работа не только с конкретным клиентом. Грамотно реагируя на конструктивный негатив, бренд показывает всей своей целевой онлайн-аудитории неравнодушие к возникшей у клиента проблеме, желание разобраться и помочь. Кроме того, при определении рейтинга на различных отзовиках учитывается отработка негатива.
При этом коммуникацию с клиентом после официального ответа от имени бренда в рамках одного предложения лучше «запарковать» – перевести из публичного пространства в частное (личные сообщения). Таким образом можно избежать появления новых негативных комментариев под отзывом и повышения охватов.
Неконструктивный негатив редко удается перевести в конструктивное русло, а во многих случаях бренду и не следует на него реагировать, по крайней мере от своего имени. Важно предварительно проанализировать характер площадки и охват аудитории источника негатива.
Есть на свете бренды, которые виртуозно "перетролливают троллей", но это скорее исключение из правил. В любом случае, каждому бренду стоит разработать и реализовывать свою карту реагирования на упоминания в Сети (в том числе, негативные отзывы).
Однако, работа с негативными отзывами – отдельная интересная тема в сфере управления репутацией в Интернете (ORM).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация