Монголия. Первые впечатления.

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.809
Репутация
62.390
Реакции
277.005
RUB
0
Говорят, Улан-Батор – не Монголия. Впрочем, как и Москва – не Россия. Пожалуй соглашусь. Но за свое непродолжительное пребывание в этой стране мы все-таки успели увидеть много интересного. Теперь обо всем по порядку.



Итак, как я попал в Монголию. После того, как мы завершили свой маршрут по Байкалу, оставалось свободное время. В Иркутске решили не задерживаться и поехали в Бурятию, в Улан-Удэ. Как известно, из Бурятии до столицы Монголии, Улан-Батора, рукой подать. Всего около 600км. К тому же автобусы ходят каждый день. Не логично было бы не воспользоваться такой возможностью, поэтому уже на следующий день мы ехали на встречу пескам и кумысу.



Как добраться до Монголии.



Из Улан-Удэ до Улан-Батора можно добраться несколькими способами. 1-й вариант — самолет. Ценники были не особо адекватные для такого расстояния, поэтому данный вид транспорта сразу отмели. 2-й вариант — автомобиль. Вариант логичный, но гнать свой автомобиль через всю страну не было никакого желания. А так способ удобный. 3-й вариант — поезд. Если в кратце, билет стоит дорого, поезд идет долго, вагоны хуже, чем в РФ. Сам лично не ездил, опирался на мнение знакомых. Остается 4-й вариант - рейсовый автобус. Он то нам и подходит. Автобус ходит каждый день в 7:30. Кроме того, в пятницу и воскресенье есть дополнительные вечерние рейсы. Билет стоит 1800 рублей и приобретается на автовокзале. При покупке необходим загранпаспорт.



Автобусы с весьма своеобразным оформлением


Внутри, как мы видим все оформлено в стиле "Замок Алладина". Но изюминкой на торте является водительское место.


Лакшери, как ни крути.



А теперь о самом интересном. Туалета внутри автобуса нет, но примерно каждые 2-3 часа делаются санитарные остановки. Кондиционер /вентиляция в автобусе не работает. Поэтому даже когда на улице +1 и солнце, в салоне автобуса не возможно находится. Окна так же не открываются. Как ездят летом – загадка. Дорога до Улан-Батора, с учетом таможни, занимает в среднем 11-12 часов.



После пересечения пограничного пункта Кяхта автобус останавливается у кафе на обед. Там же можно сразу обменять часть денег у местных валютчиков. Меняют (на период марта 2019 года) по курсу 1 к 40. То есть за 1000 рублей вы получаете 40000 тугриков. Курс выше официального. В городе в обменниках примерно такой же курс.



А вот и сам процесс обмена денег.


Из особенностей прохождения границы. При прохождении границы водитель раздает всем зеленую бумажку. Она понадобится на Монгольской границе. В плане правильности заполнения ее по моему никто не смотрит, так что можно особо не заморачиваться с оформлением. Сама бумажка на 2 языках — монгольском и английском, почти все понятно.



В Улан-Баторе автобус прибывает на автовокзал Dragon. После приезда сразу же рекомендую купить билеты на обратную дорогу. Стоят они так же 1800р., автобус до Улан-Удэ отправляется в 7:30 каждый день. Зачем брать сразу билеты? Ну во первых, чтобы не мотаться потом на автовокзал. Он находится на некотором отдалении от центра города. А во вторых, есть крайне важный момент, который мы выяснили в конце поездки. Невозможно купить билет в Улан-Батор в день, когда отправляется автобус. Даже если места есть. В чем же юмор? Даю подсказку.


Помните, абзацем ранее я написал что автобус отправляется в 7:30? Верно! А кассы начинают работать только в 8:30. Абсурд? Нет, просто Dragon bus terminal.



Как доехать с автовокзала Dragon до центра города.



Вариант первый, взять такси. Бомбилы стоят как и на любом автовокзале. Нам такой вариант был не особо интересен, поэтому мы потопали в сторону остановки общественного транспорта. Она находится через дорогу от автовокзала.



Как мы смогли выяснить, с автовокзала до центра можно доехать на автобусе номер 3 и троллейбусе номер 25. Проезд в автобусе стоит 500 тугриков (12.5р.), в троллейбусе 300 (7,5р.).



Забегая вперед скажу, что это был единственный раз когда мы пользовались общественным транспортом в Монголии. Главная причина была в том, что мы так и не смогли найти нормальную карту транспорта на английском (на русском соответственно тоже). Приложение, найденное в Play маркете также не внесло ясности. Приложенька называется UB Smart Bus. Хотя вряд ли она вам поможет.



Но карты транспорта есть на Монгольском. Расположены на некоторых автобусах/троллейбусах.

Карта общественного транспорта в Улан-Баторе.


С автовокзала до центра города (примерно 5км) мы ехали около 2 часов. Причина- дикие пробки. Это причем на 12 полосной дороге. Стиль вождения также поражает воображение. Если кто-то думает, что на Кавказе плохо водят, то смею Вас огорчить. Если Вы так считаете, значит Вы не были в Монголии.



Про дорожное движение.



Первое, что бросается в глаза — огромное количество приусов. Гибриды тут на каждом шагу. Топливо дороже, чем в РФ. 95-й стоит около 55 рублей.



Заправка Петровис. Литр 95-го 2195 тугриков.


Сами дороги спроектированы хорошо. Дорожное покрытие, на удивление, почти везде в хорошем состоянии. Через весь город идет широкая трасса, местами шириной достигая 6 полос в каждую из сторон. От этой трассы также отходят объездные дороги.



В Монголии нет привычных нам светофоров на столбах. Абсолютно все светофоры, которые я встречал, располагаются над полосами.


Как я уже сказал ранее, дорожное движение спроектировано хорошо. А вот водители спроектированы плохо! Такое ощущение, что некоторые индивиды только вчера пересели с коня на приус. Машина появилась, а вот стиль вождения остался прежним. Простая ситуация. Ты едешь по 4 полосе и тебе нужно перестроиться во вторую в час пик. Что нужно сделать? Да просто взять и перестроиться. И не важно что ты не включил поворотник. То, что тебя никто не собирается пропускать — тоже пустяки. Решил перестроиться — перестраивайся. Отсюда вытекает еще одна особенность. В Улан-Баторе процентов 30 машин битые. Вмятина на бампере, двери — абсолютно нормальная история.



Светофорами тоже не все умеют пользоваться. На основных магистралях движение сделано по полосам. Простая ситуация, крайняя правая полоса сделана только для поворота на право. Но всегда найдется водитель, которому нужно проехать вперед. Но почему-то обязательно по правой полосе. Отсюда вытекает две других особенности.



Особенность номер 1. Куча регулировщиков.


Особенно в час пик регулировщики стоят чуть ли не на каждом более-менее большом перекрестке. По факту в городе все-равно пробки.



Особенность номер 2. School Police.



Школьная полиция. Это такие ребята, которые стоят возле ближайших к школам дорожным переходам. Одеты в желтые жилеты. Работают в паре. Один стоит на одной стороне дороги, второй на противоположной. Даже если переход со светофором. Как я понял, главной задачей school police является обеспечение безопасного перехода дороги для школьников.


Еще одна особенность — парковки.



Парковаться тут большинство водителей так же не умеет.


Вот так вот паркуются в Монголии. Думаете хоть на одном стекле есть номер телефона водителя? Нет, зачем. Пусть заблокированные машины подождут. P.s. пока я снимал происходящее, подъехала еще одна машина и встала за приусом. Итого порядка 11 заблокированных автомобилей. И это не предел.



Но не все так плохо. Например полицейские машины выглядят очень круто. NFS Most Wanted? Нет, обычный полицейский авто в Монголии.


Пару слов о языке.



Официальный язык в Монголии — монгольский. На нем говорит большинство. Реже русский, в основном на русском говорит старшее поколение, да и то далеко не все. Кое-кто говорит на английском. Монгольский язык для русскоговорящего человека выглядит местами забавно. Взять в пример хотя бы эти надписи.


Кстати говоря, на кириллицу Монголия перешла относительно недавно. В 1945 году. Не без помощи СССР конечно же. До этого были иероглифы. В чем была идея адаптировать древний язык для кириллического шрифта? Скорее всего сделать более понятным для советских жителей. Не могу сказать что современный монгольский язык сильно понятный) Но что сделано, то сделано. Хурмэн — это не человек-хурма, как вы могли подумать. А всего лишь «Керамзит». Хуйцаа — национальный суп, весьма неплохой.



Городская среда.



Улан-Батор довольно чистый город. Не могу сказать что там совсем не мусорят, мусорят как и везде. Но, например, те же объявления в виде бумажек на столбах почти не встречаются. Знаете зачем нужна эта пупырчатая резиновая накладка на столбе?


Такие накладки делаются специально для того, чтобы никто не лепил бумажки на столб. А даже если какой-то расклейщик объявлений додумался ее туда прилепить, то ее очень просто отодрать, т.к. резинка пупырчатая. Вот такие простые и эффективные решения. А граффити в городе я видел всего лишь пару раз.



Где интернет? -Тут.


Порадовало оформление какого-то обучающего центра, неподалеку от места нашего проживания.


А еще в Улан-Баторе популярны караоке. Встречаются они достаточно часто. Мы даже туда сходили. И были немного огорчены. Караоке то тут с отдельными кабинками. Эх, никто кроме нас не услышал «Привет, Андрей!» и «Владимирский централ». Да, у них было довольно много песен на русском :) На монгольском тоже попытались спеть, хорошо что это не слышали местные жители.



Когда искали обменный пункт валюты в городе, подметили одну интересную особенность. В Улан-Баторе есть улочки на которых концентрируется определенный вид бизнеса. Например есть улочка с обменниками. Да, тут обменники расположены одни за другим, вперемешку с ломбардами.


Также встречали подобную улочку, но только с аптеками. И уживаются же на одном пятачке.



 
Про еду.



Находясь в столице Монголии ради интереса решили проверить миф о том, что в Бургер Кинге в разных странах, при составлении меню, учитываются местные особенности национальной еды. По факту в монгольском Бургер Кинге котлет из конины не наблюдалось. Кроме того, меню оказалось абсолютно таким же, как и в России. Впрочем, как и цены.



А вот что касается национальной еды, тут все намного приятней. По городу разбросаны различные столовые в которых едят местные жители, они то нас и интересуют. Посещение таких мест — гастрономическая лотерея.



Меню в столовой Улан-Батора.


Дело в том, что с переводом меню на английский или русский язык никто не заморачивается, картинок также нет. Поэтому выбираете любое понравившейся название и заказываете блюдо. Если интересны актуальные цены в рублях, то напомню, курс тугрика к рублю в районе 1 к 40. То есть, чтобы получить стоимость в рублях, нужно делить цену в тугриках на 40.



Монгольская национальная кухня хоть и не особо разнообразная, но довольно вкусная и сытная. Чтобы Вы понимали, маленькая порция супа или бульона в Монголии — 0.5 литра, большая — 0.7 литра. Меньший объём попросту не котируется. Во многих столовых есть готовые подносы, которые включают в себя:1-е, 2-е, салат и напиток. Стоят такие наборы на наши деньги около 200р. Если вы не любите переедать, то можете брать такую порцию на двоих, так как порции ну очень большие в моем понимании.



Хотите попробовать блюда из конины? Стоит зайти в какой-нибудь ресторанчик в центре города. Так как во всех блюдах в столовых, из мяса, встречается только говядина (либо мне так показалось). Мы были в месте, неподалеку от площади Сухэ-Батора, под названием City Lounge ( 47°55'09.6"N 106°55'15.2"E).


Блюда из конины на любителя, но попробовать обязательно стоит. Возвращаясь к теме стоимости, скажу, в этом ресторане мы оставили по 500 рублей с человека. В плане еды — объелись до отвала, крепкий алкоголь и вина не заказывали, только пиво.



Как известно, Монголия славится молочными продуктами. Купить местную молочку можно в супермаркете Номин, например в этом 47°55'00.3"N 106°54'22.5"E . Из интересного, в продаже можно найти верблюжье молоко, кумыс и хорхой ааруул.


Хорхой ааруул довольно интересный продукт. Это сушеный творог. По вкусу немного с кислинкой, довольно калорийный. Верблюжье молоко и кумыс — напитки на любителя. Кумыс рекомендуют пить небольшими дозами ,так как в больших количествах он активизирует желудочно-кишечные процессы. Нас пронесло. Нет, не в этом смысле. Наоборот, все было нормально)



Про алкоголь.



В плане алкоголя Монголии особо похвастаться нечем. Есть несколько производителей пива. Все монгольское пиво, что мы смогли найти, светлое. По вкусу ничем особо не выделяется, напоминает какую-нибудь балтику семерку. Темного пива, а тем более какого-нибудь местного крафтового найти не удалось.



Типичное монгольское пиво.


Вино, как я понял, Монголия не производит.



Из крепкого алкоголя - только водка. Но что стоит отметить, есть очень красивые бутылки в обертке из натуральной кожи в нарядных подарочных упаковках.



Про Чай.



Чай в Монголии необычный. По-монгольски называется «Цай». Из классического черного чая в забегаловках есть только Липтон (да, то самый, что и везде). Все остальное — это местный цай, их несколько видов. Точной технологии приготовления местных напитков не скажу, но все они делаются с помощью молочных продуктов. По цвету — разведенное соевое молоко. Вкус непонятный, скорее как такового вкуса они не имеют. Ни я, ни мои спутники , местный цай не оценили. Один раз правда попался цай, который мне понравился. По консистенции был как кисель, по вкусу немного сладковатый. Название, к сожалению, не помню.



А вот цай который я купил в супермаркете и привез домой.


Заварил. По вкусу травяной. Потом уже заметил, что на упаковке "Ховсгол цай" написан состав на английском языке. Перевел. Итак, Ховсогол цай состоит из: иван-чая, ягодной яблони (такая растет только в Сибири и, как выяснилось, в Монголии), крапивы. Вот и весь секрет цая. Монгол цай оказался более насышенным, но с его составом я пока не разобрался, там все на монгольском языке.
 
Что посмотреть в Монголии? Самая большая статуя Чингисхана в мире.

Где, как ни в Монголии, может находится самая большая статуя Чингисхана в мире. Почему самая большая? Ну во-первых высота статуи составляет ни много не мало — 40 метров. А во-вторых, Вам где-нибудь еще, на просторах нашей планеты, попадались статуи Чингисхана?)


Теперь про некоторые особенности. До самой статуи не так просто добраться, находится она в степи примерно в 55км от Улан-Батора. Для начала неплохо было бы найти точное местоположение на карте. Поиск не давал нужных результатов. Знаете как правильно пишется «Чингисхан» по английски? Chinggis Khaan. Как только мы не коверкали имя этого правителя. Именно поэтому не сразу нашли нужное место на гугл картах. Чтобы Вы не тратили время на поиски, держите координаты 47°48'29.0"N 107°31'47.4"E .



Как туда добраться?



Добраться до статуи по факту можно только на машине. Возникла мысль взять в прокат автомобиль. Но за первые два дня в Улан-Баторе мы не встретили никаких местных пунктов проката авто. Все что смогли найти в интернете — SIXT. Все хорошо, кроме условий аренды. По правилам SIXT при взятии авто в аренду на карте блокируется сумма, приблизительно равная 50000 рублей. Зная, как водят в Монголии, у меня не было полной уверенности что получится вернуть автомобиль в целости и сохранности. В итоге от идеи проката авто отказались в пользу такси.



Как показала практика, с такси тоже не все так просто. Есть приложения для заказа такси, наподобие Яндекс такси. Правда для запуска половины приложений такси требовался монгольский номер. По факту нашли 2 рабочих приложения с англоязычным интерфейсом. Название первого не помню, второе 1991. Машины из таксопарка 1991 довольно часто встречались в городе. Открываем приложение, пишет что время ожидания 5 минут. Заказываем. Назначается машина на другом конце города. Время ожидания уже 45 минут. Отменяем заказ и заказываем заново. Назначается машина в 200 метров от нас. Судя по карте начинает ехать, но доезжает до соседней парковки и зависает там. Отменяем заказ. Используем другое приложение для заказа такси. И, о чудо, машина подъехала! Выходим из здания, никого. Обход дома и близлежащих территорий не дает нужного результата. Машины нет. В приложении конечно есть номер для связи с водителем. Но объяснить по-монгольски, куда нужно ехать, для нас непосильная задача. Службы заказа такси нас победили.



Просим администратора хостела вызвать нам машину. Ждем еще около 2 часов. В итоге приезжает приус и мы на пути к конной статуе. За машину, с учетом ожидания, мы отдали около 2500р.



На подъезде к статуе нас встречает помпезная входная группа.


Комплекс был открыт в 2008 году, но по всей видимости до конца до сих пор не достроен. Рядом с парковкой можно встретить соколов. Самое интересное, что рядом с птицами никого.


Абзацем выше я писал, что комплекс открыт в восьмом году. Парадная лестница не продержалась 11 лет и начала рассыпаться. То ли строители были такие, то ли суровый климат дает о себе знать. Но факт остается фактом, лестница закрыта на реконструкцию. Обходим по тропинке рядом.


Сама статуя Чингисхана выглядит величественно, как ни крути.


Под статуей располагается музей. Стоимость входа, по местным меркам, очень высокая. Для иностранцев составляет 20000 тугриков, т.е. 800 рублей. Не знаю, многое ли мы потеряли, но в музей решили не идти. Из парадоксов. Помимо музея в здании находится кафе. Но чтобы туда попасть, необходим билет в музей.



Со стороны статуи открывается красивый вид на окрестности.


Прогуливаясь по территории комплекса складывается четкое впечатление, что весь комплекс создавался исключительно для туристов. Но как обычно что-то пошло не так и на данный момент большая часть комплекса явно пустует, а другая часть постепенно рассыпается. Многое пущено на самотек, состоянию комплекса не уделяют должного внимания. Ну как еще можно объяснить то, что на всей территории комплекса нет ни одного работающего туалета? Возможно в музее есть, но не все же посещают музей? Неподалеку от стоянки есть домик, который по логике вещей должен являться заветным WC. Он закрыт. Это никого не смущает, судя по состоянию территории за домиком.



Но не будем о грустном, на территории есть еще интересные скульптуры монгольских воинов


Неподалеку, в юрте, находится сувенирная лавка. Большая часть сувениров как обычно из Китая. Почти все из представляемого ассортимента можно купить в городе, к тому же и дешевле.


Комплекс посмотрели, да и погода начала резко ухудшатся. Значит самое время ехать обратно в Улан-Батор. Похоже что рядом с комплексом постепенно строят гостиницы для туристов.


На обратном пути нам встретили стадо коров переходящих дорогу)


Если быть честным, посещение комплекса оставило у меня двоякое впечатление. С одной стороны, не каждый день приходится бывать в подобных местах. Но с другой стороны, когда такие объекты создаются исключительно для туристов, это тоже ни есть хорошо. Может быть я просто оказался там не в то время, но сложилось какое-то ощущение пустоты. Нет, я не хочу сказать что поездка мне не понравилась, ни коем случае. Просто бывают места в которые хочется возвращаться ни один раз, а бывают места на один раз.



В любом случае, если будете проезжать мимо, обязательно туда загляните. Летом, когда степь станет зеленой, там должно быть особенно хорошо)



 
Сверху Снизу