«В лучах солнца» — так называется документальный фильм о жизни восьмилетней школьницы Зин Ми в Пхеньяне, столице КНДР, снятый российским режиссером по сценарию, написанному северокорейскими товарищами.
Фильм уже собрал кучу призов и прессы, а также удостоился ноты министерства культуры КНДР российскому МИДу и требования северокорейской стороны запретить его к дальнейшему показу.
Что Манский увидел в Пхеньяне? Как ему это удалось снять и что не удалось? И как он ушел из-под наблюдения северокорейских чекистов — об этом в эксклюзивном интервью The New Times после просмотра фильма.
— Вам предложили снять фильм о КНДР или это было ваше решение?
Ну конечно, мое… Я всегда интересовался Северной Кореей, потому что меня всегда волновал вопрос, как, каким образом можно подавить человека, как можно уничтожить в нем основополагающие принципы, почему человек готов подчиняться. И понятно, что это фильм не только про Северную Корею и не столько про Северную Корею. Я читал журнал «Корея сегодня», жадно хватался за людей, которые там были, смотрел всегда какое-то видео оттуда. И вот однажды мне удалось познакомиться с северокорейскими чиновниками — так все и закрутилось.
Сталинская ВДНХ
— Когда вы впервые попали в страну чучхе?
В 2013 году у меня была первая ознакомительная поездка: мне показывали, какая это прекрасная страна, и в конечном счете мне удалось выбрать героиню: меня отвезли в образцово-показательную школу, в кабинет директора завели пять девочек, сказали: «У вас есть пять минут, вы можете познакомиться и выбрать, кто вам нравится». Сценарий документального фильма про девочку, которая вступает в пионеры, в Союз детей, ей поручают очень важное дело — быть участником самого большого в мире праздника, к которому она со своими товарищами долго готовится, и в конечном счете превращается в одного из тысяч людей, создающих вот эту самую большую в мире живую картину, изображающую абсолютное счастье, — к этому моменту уже был написан. Хотя героиню еще только предстояло выбрать. Я выбрал Зин Ми, потому что девочка сказала, что ее папа работает журналистом: я подумал, что через его работу я смогу куда-то попасть. Про маму девочка сказала, что она работает в заводской столовой. Я подумал: замечательно, столовая, люди едят, тоже какая-то фактура. А живет Зин Ми около вокзала, в однокомнатной квартире с мамой, папой, дедушками и бабушками…
Но в фильме все не так: и папа не журналист, и столовой нет, и бабушки с дедушкой — тоже… Естественно. Когда мы приехали уже снимать, папа чудесным образом превратился в инженера на образцово-показательной швейной фабрике, мама — в сотрудницу образцово-показательной фабрики по изготовлению соевого молока, а живут они, как оказалось, в самом шикарном доме столицы с фантастическим видом из окна.
Правда, линолеум там, изображающий паркет, просто ножницами отрезан и лежит поверх цементного пола — даже не подбит под плинтуса, мебель только что внесли, картинки только что повесили, я улучил возможность и заглянул в шкаф — он был пустой, ванной никогда не пользовались, да там и нет воды, свет включали на время съемок: вообще у меня было ощущение, что дом нежилой и лифт запустили только ради фильма.
Но в этом доме хотя бы три подъезда были открыты. А дом напротив — я его обошел, когда мне удалось сбежать от сопровождающих, — в нем вообще не было входа. При этом вечером в нем горели окна, но присмотревшись внимательно, я увидел, что все они горели одинаковыми лампами.
Видимо, поставлена какая-то система, которая по вечерам общим рубильником включается, и создается некое ощущение жилого дома, хотя дом не заселен и в нем нет подъездов.
«Медуза» об этой статье:
Российский документалист Виталий Манский снял фильм о КНДР — проект подавался как первый совместный российско-северокорейский документальный фильм. Картина называется «В лучах солнца». Снимать его пришлось по заранее написанному сценарию, как рассказал Манский — полностью фальшивому. О том, как съемочная группа пыталась включить в картину что-то настоящее, и о том, что он узнал о Северной Корее за 45 дней работы в Пхеньяне, Виталий Манский рассказал в интервью главному редактору The New Times Евгении Альбац.
Работа над фильмом «В лучах солнца» началась в феврале 2015 года. Согласно изначальной договоренности, команда Виталия Манского должна была снимать в Пхеньяне 75 дней в ходе трех командировок, однако успела отработать только 45 дней: в третий раз съемочную группу в страну уже не пустили.
Сценарий был написан еще в 2013 году — фильм должен был рассказывать о девочке, которую принимают в северокорейскую пионерскую организацию, после чего она принимает участие в создании живой картины о счастливой жизни. Роли девочки и ее родителей были прописаны в сценарии до того, как режиссер смог выбрать героиню.
Манский рассказывает, что остановил свой выбор на восьмилетней Зин Ми, потому что ее папа работал журналистом, а мама — в заводской столовой.
«Когда мы приехали снимать, папа чудесным образом превратился в инженера на образцово-показательной швейной фабрике, мама — в сотрудницуобразцово-показательной фабрики по изготовлению соевого молока», — рассказал режиссер. По его словам, на время съемок из однокомнатной квартиры семью переселили в шикарный дом в центре Пхеньяна — причем по дому было видно, что в нем никто никогда не жил.
По наблюдениям Виталия Манского, фальшивой оказалась и вся жизнь в Пхеньяне — к примеру, магазины играют роль выставочных залов, где ничего нельзя купить, в городе стоят дома без дверей, в которых по вечерам зажигается свет. «Там все — фейк», — вспоминает режиссер. При этом, по его словам, непонятно, для чего это делается: ведь иностранцы в КНДР если и попадают, то находятся под постоянным сопровождением.
В частности, Манский рассказывает о съемках в пхеньянском метро: иностранец может проехать в нем всего две остановки специального маршрута — на определенной станции войти и на определенной станции выйти.
«Мы не успели закончить съемку и просим дать нам проехать еще несколько станций. В ответ предлагают поехать обратно и доснять там. Я объясняю: на обратном пути в вагонах будут уже другие люди. Сопровождающие отвечают: это не проблема. И командуют людям в вагоне: „Встали и перешли станцию“. И весь вагон встает, переходит и садится в вагон, который едет в противоположном направлении. Молча, без дискуссии».
В ходе работы в Пхеньяне съемочная группа несколько раз пыталась вырватьсяиз-под опеки сопровождающих и тайком отснять что-то, чего не было в одобренном сценарии. Часть материала, по словам Виталия Манского, была снята «из-за занавески в гостинице». Отснятый материал нужно было каждый день сдавать проверяющим, и оператору приходилось тайком копировать записи на карту памяти, которую удалось вывезти из Северной Кореи.
В ноябре 2015 года фильм «В лучах солнца» получил приз за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале «Темные ночи» в Таллине. Министерство культуры РФ, изначально поддерживавшее проект, попросило убрать себя из титров после протеста представителей КНДР.