Суд поддержал позицию нижестоящих инстанций по делу о выплате компенсации за неправомерное использование ролика, созданного с помощью технологии дипфейк.
Спор начался с того, что фирма «Адженда медиагрупп» по заказу «Рефейс технолоджис» создала видеоролик с изображением актера Киану Ривза. Для этого авторы использовали технологию дипфейк. Стороны заключили соглашение об отчуждении исключительных прав на видео в пользу заказчика. После этого «Рефейс технолоджис» обнаружила, что фирма «Бизнес-аналитика» незаконно использует ролик: компания разместила видео в интернете в качестве рекламодателя.
Правообладатель обратился в суд и потребовал взыскать с нарушителя 500 000 руб. «Бизнес-аналитика» возражала по иску и настаивала: авторского права на объект не возникло, поскольку видео создано за счет технологии дипфейк с заменой лиц.
Поэтому апелляция отклонила довод ответчика о том, что видеоряд якобы полностью сгенерирован нейросетью. Не согласился суд и с тем, что видеоролик не считается объектом авторского права из-за использования дипфейка. Создание ролика с помощью такой технологии не свидетельствует, что видеоролик доступен для свободного использования без согласия правообладателя, добавил суд. Теперь с ним согласился и СИП.
Право.ru спрашивало у юристов их мнение об отнесении дипфейков к объектам авторских прав. Их позицию можно узнать из материала
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
отклонил кассационную жалобу компании «Бизнес-аналитика» на решения нижестоящих судов о взыскании с нее 500 000 руб. за неправомерное использование видеоролика, созданного с помощью технологии дипфейк (дело
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
). Информация об этом появилась в карточке дела, но само постановление еще не опубликовано.Дипфейки — это технология, которая позволяет подменять лица, тела, голоса на видеозаписи, фотографии или в видеопотоке.
Спор начался с того, что фирма «Адженда медиагрупп» по заказу «Рефейс технолоджис» создала видеоролик с изображением актера Киану Ривза. Для этого авторы использовали технологию дипфейк. Стороны заключили соглашение об отчуждении исключительных прав на видео в пользу заказчика. После этого «Рефейс технолоджис» обнаружила, что фирма «Бизнес-аналитика» незаконно использует ролик: компания разместила видео в интернете в качестве рекламодателя.
Правообладатель обратился в суд и потребовал взыскать с нарушителя 500 000 руб. «Бизнес-аналитика» возражала по иску и настаивала: авторского права на объект не возникло, поскольку видео создано за счет технологии дипфейк с заменой лиц.
Позиция судов
В декабре 2023 года
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
удовлетворил иск и взыскал с «Бизнес-аналитики» 500 000 руб. компенсации и расходы на госпошлину. Суд решил: использование технологии дипфейк — это дополнительный инструмент обработки (технического монтажа) видеоматериалов, а не способ их создания. Группа лиц, которая написала сценарий ролика, провела съемку и аудиосопровождение, внесла личный творческий вклад в создание видео и считается его автором. После этого исключительные права на ролик передали истцу.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
подтвердил законность решения первой инстанции. По его мнению, ответчик не мог заблуждаться в отношении природы видеоролика, ведь «Бизнес-аналитика» — это профессиональный участник рынка реализации компьютерного обеспечения. А значит, у компании есть базовое представление о принципах работы дипфейка, который не исключает того, что исходный видеоряд создан за счет творческого труда авторов.Поэтому апелляция отклонила довод ответчика о том, что видеоряд якобы полностью сгенерирован нейросетью. Не согласился суд и с тем, что видеоролик не считается объектом авторского права из-за использования дипфейка. Создание ролика с помощью такой технологии не свидетельствует, что видеоролик доступен для свободного использования без согласия правообладателя, добавил суд. Теперь с ним согласился и СИП.
Право.ru спрашивало у юристов их мнение об отнесении дипфейков к объектам авторских прав. Их позицию можно узнать из материала
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация