Дано:
Небольшой город ~ 700 000 населения.
Завод. Примерно 600 сотрудников и 300 компьютеров. Часть компьютеров раскидана по цехам, часть в заводоуправлении.
Хороший знакомый работающий начальником ОИТ (Отдел информационных технологий).
2015 й год.
История началась банально, с писем от Микрософт с предложением проверить сеть на наличие их ПО и заполнить соответсвующий документ.
Начальник ОИТ доложился руководству и о письме и о том что софт на компах не куплен. Необходимо было около 300 копий ОС и офиса.
Руководство сумму подсчитало и решило вопрос отложить...
Примерно через месяц, после того как письмо было проигнорировано, позвонил некий представитель Микрософт и предложил за плату небольшую провести аудит существующего программного обеспечения. Представитель прислал сертификаты от Микрософта и доверенность от какого то американского офиса, подписанную первым помощником руководителя, о том что он является полномочным представителем по проверкам. Причем официальное представительство Микрософта в регионе сообщило, что они не в курсе полномочий данного товарища.
Представитель был вежливо проигнорирован.
Еще примерно через две недели на предприятие пришла полиция с ордером на проведение оперативно розыскных мероприятий нелицензионного ПО.
Руководитель завода отсутствовал, поэтому отдуваться пришлось моему товарищу.
Состав "делегации" состоял из трех специалистов местного отдела К, их начальницы, двух понятых и того самого представителя Микрософт в качестве привлеченного эксперта.
Для начала полиция запросила все документы на компьютеры и программное обеспечение (включая бухгалтерские). Затем приступили к проверке компьютеров.
Их проверяли специалисты отдела К. Совсем молодые ребята весьма слабо знакомые с техникой (не удивительно при той зарплате что предлагают сейчас в полиции). Действовали очень вежливо, подходили к сотрудникам и просили освободить на время рабочее место. Если сотрудник отказывался (например потому что нужно сделать срочную работу) то они шли к другому компьютеру. Выключенные компы так же игнорировали.
Для сбора информации у них была программа Defacto (поставляется в МВД, как средство экспертизы).
Самое интересное случилось сразу же после начала проверки. На предприятии отключены USB порты, поэтому флэшка отказалась работать. "специалист" отдела К тут же заявил что он НЕ ЗНАЕТ что делать дальше. Эксперт предложил запустить программу на сервере с правами администратора, чему воспротивился мой товарищ, прекрасно понимая чем это грозит. В итоге после небольшого торга решили что будут просто фотографировать содержимое экрана установки и удаления программ.
Сами ребята действовали довольно вяло. Руководитель отдела К так же не проявляла особой инициативы, если бы эксперт постоянно не вмешивался с различными инициативами, то проверка вряд ли обощла более трех десятков компов. Благодаря его усилиям проверили около 120 компьютеров (из 300). В цеха не ходили, выключенные компьютеры не включали. Проверку производили только по софту Микрософта, хотя эксперт несколько раз расспрашивал сотрудников на предмет использования софта от IBM (lotus notes). По всей видимости он являлся "представителем" не только Микрософта, но и IBM.
По итогам проверки стоимость нелицензионного ПО составила чуть более 2 000 000 руб. Что тянет на уголовку, в случае если прокуратура докажет умысел. Тем не менее по договоренности сторон решили обойтись компенсацией в двух кратном размере + приобрести необходимый софт. Т е по итогу за софт заплатили тройную цену от розницы.
В результате можно сказать следующее:
Источник:
Небольшой город ~ 700 000 населения.
Завод. Примерно 600 сотрудников и 300 компьютеров. Часть компьютеров раскидана по цехам, часть в заводоуправлении.
Хороший знакомый работающий начальником ОИТ (Отдел информационных технологий).
2015 й год.
История началась банально, с писем от Микрософт с предложением проверить сеть на наличие их ПО и заполнить соответсвующий документ.
Начальник ОИТ доложился руководству и о письме и о том что софт на компах не куплен. Необходимо было около 300 копий ОС и офиса.
Руководство сумму подсчитало и решило вопрос отложить...
Примерно через месяц, после того как письмо было проигнорировано, позвонил некий представитель Микрософт и предложил за плату небольшую провести аудит существующего программного обеспечения. Представитель прислал сертификаты от Микрософта и доверенность от какого то американского офиса, подписанную первым помощником руководителя, о том что он является полномочным представителем по проверкам. Причем официальное представительство Микрософта в регионе сообщило, что они не в курсе полномочий данного товарища.
Представитель был вежливо проигнорирован.
Еще примерно через две недели на предприятие пришла полиция с ордером на проведение оперативно розыскных мероприятий нелицензионного ПО.
Руководитель завода отсутствовал, поэтому отдуваться пришлось моему товарищу.
Состав "делегации" состоял из трех специалистов местного отдела К, их начальницы, двух понятых и того самого представителя Микрософт в качестве привлеченного эксперта.
Ордер необходимо читать внимательно, там написано что могут, а что не могут делать полицейские. В нашем случае не был указан привлеченный эксперт (представитель Микрософт). Так что его можно было попробовать не пропустить на предприятие. Тем не менее действовать следует всегда максимально вежливо и корректно. Полиция может переделать ордер или даже запросить ордер на арест оборудования для экспертизы на их территории (это будет катастрофой с точки зрения как работы предприятия, так и реальной проверки ПО) и они довольно легко могут это сделать. Выписать ордер у судьи дело нескольких часов. Если ситуация начнет развиваться в таком ключе, то представителя придется пустить. Тем не менее, его отсутсвие при проверке может серьёзно облегчить Вам жизнь.
Для начала полиция запросила все документы на компьютеры и программное обеспечение (включая бухгалтерские). Затем приступили к проверке компьютеров.
Их проверяли специалисты отдела К. Совсем молодые ребята весьма слабо знакомые с техникой (не удивительно при той зарплате что предлагают сейчас в полиции). Действовали очень вежливо, подходили к сотрудникам и просили освободить на время рабочее место. Если сотрудник отказывался (например потому что нужно сделать срочную работу) то они шли к другому компьютеру. Выключенные компы так же игнорировали.
Для сбора информации у них была программа Defacto (поставляется в МВД, как средство экспертизы).
Описание программы:
Обратите внимание, что программа:
а) Ищет остатки ПО в реестре и других местах. Кряки, кейгены, взлом ПО и тп.
б) Лазает в поисках дестрибутивов по всем ресурсам сети, с правами пользователя из под которого запущена.
Если при нахождении исключительно дистрибутива вы еще можете как то отмазаться (попробовали, не понравилось, забыли удалить), то если рядом с дистрибом будет найден кряк или левый серийник - вы однозначно попали.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Обратите внимание, что программа:
а) Ищет остатки ПО в реестре и других местах. Кряки, кейгены, взлом ПО и тп.
б) Лазает в поисках дестрибутивов по всем ресурсам сети, с правами пользователя из под которого запущена.
Если при нахождении исключительно дистрибутива вы еще можете как то отмазаться (попробовали, не понравилось, забыли удалить), то если рядом с дистрибом будет найден кряк или левый серийник - вы однозначно попали.
Вдруг кому то интересно:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
("АРМ эксперта компьютерной экспертизы")Самое интересное случилось сразу же после начала проверки. На предприятии отключены USB порты, поэтому флэшка отказалась работать. "специалист" отдела К тут же заявил что он НЕ ЗНАЕТ что делать дальше. Эксперт предложил запустить программу на сервере с правами администратора, чему воспротивился мой товарищ, прекрасно понимая чем это грозит. В итоге после небольшого торга решили что будут просто фотографировать содержимое экрана установки и удаления программ.
Сами ребята действовали довольно вяло. Руководитель отдела К так же не проявляла особой инициативы, если бы эксперт постоянно не вмешивался с различными инициативами, то проверка вряд ли обощла более трех десятков компов. Благодаря его усилиям проверили около 120 компьютеров (из 300). В цеха не ходили, выключенные компьютеры не включали. Проверку производили только по софту Микрософта, хотя эксперт несколько раз расспрашивал сотрудников на предмет использования софта от IBM (lotus notes). По всей видимости он являлся "представителем" не только Микрософта, но и IBM.
По итогам проверки стоимость нелицензионного ПО составила чуть более 2 000 000 руб. Что тянет на уголовку, в случае если прокуратура докажет умысел. Тем не менее по договоренности сторон решили обойтись компенсацией в двух кратном размере + приобрести необходимый софт. Т е по итогу за софт заплатили тройную цену от розницы.
Административная (ст.7.12, 14.33 КоАП РФ)
Уголовная (ст.146 УК РФ)
Гражданско-правовая (ст.12, 1250, 1252, 1253, 1301, 1302 ГК РФ)
Обязательное условие для привлечения к уголовной и административной ответственности – наличие вины.
Для привлечения к гражданско-правовой ответственности наличие вины не обязательно (ч.3 ст. 1250 ГК РФ)
Уголовная (ст.146 УК РФ)
Гражданско-правовая (ст.12, 1250, 1252, 1253, 1301, 1302 ГК РФ)
Обязательное условие для привлечения к уголовной и административной ответственности – наличие вины.
Для привлечения к гражданско-правовой ответственности наличие вины не обязательно (ч.3 ст. 1250 ГК РФ)
В результате можно сказать следующее:
- Отделу К проверки не нужны. В основном они инициируются заинтересованными лицами.
- В регионах есть люди которые зарабатывают на том, что выявляют нелицензионный софт (получают откат от штрафов).
- Данные проверки могут быть использованы для закрытия бизнеса, потому что получить ордер на изъятие техники довольно просто. При определённых обстоятельствах к вам могут придти повторно сразу же после первой проверки, что дает основание для ликвидации юр. лица.
В 4-й части ГК РФ появилась новелла, представляющая собой дополнительный вид гражданско-правовой ответственности: в соответствии со ст.1253 ГК РФ, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.
Источник:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.