После многих судебных перипетий и обострения ситуации, Верховный Суд решил, что кредитный договор был фальшивым!
Его признали незаключенным и решили вернуть дело на новое рассмотрение, где Алле вернули все её права, а также небольшую компенсацию морального вреда за все переживания.
Дело:
Обнинский городской суд
УИД 40RS0026-01-2020-001006-05
Итоги таковы: Банк должен был вернуть Алле её затраты и платить штрафы – в сумме более 250000 рублей! Теперь Алла не только с чистой совестью, но и с деньгами на руках может радоваться тому, что честность и настойчивость в борьбе с бюрократией все же могут принести свои плоды.
Начало истории тут:
Его признали незаключенным и решили вернуть дело на новое рассмотрение, где Алле вернули все её права, а также небольшую компенсацию морального вреда за все переживания.
Дело:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Обнинский городской суд
УИД 40RS0026-01-2020-001006-05
Итоги таковы: Банк должен был вернуть Алле её затраты и платить штрафы – в сумме более 250000 рублей! Теперь Алла не только с чистой совестью, но и с деньгами на руках может радоваться тому, что честность и настойчивость в борьбе с бюрократией все же могут принести свои плоды.
Начало истории тут:
ВС РФ раскритиковал дистанционный способ оформления потребкредитов по SMS
Верховный суд РФ признал, что дистанционное оформление потребительского кредита путем отправки СМС-сообщения противоречит законодательству. Такой вывод ВС сделал по итогам рассмотрения дела клиента банка, ставшего жертвой телефонного мошенничества.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В марте 2020 года жительница Калужской области стала жертвой телефонного мошенничества. Неизвестный злоумышленник позвонил ей, представившись сотрудником банка «Хоум Кредит», где у Устиновой был оформлен потребкредит на 40 тыс. рублей. В ходе разговора доверчивая женщина сообщила содержание поступавших СМС-сообщений. В результате от ее имени дистанционным способом был заключен еще один кредитный договор на сумму в 550 тыс. рублей. В тот же день потерпевшая обратилась в полицию, которая возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Выяснилось, что после зачисления кредитных средств на счет Устиновой мошенники в течение пяти минут перевели их в другой банк для обналичивания через карту, оформленную на подставное лицо.
«Хоум Кредит» отказался аннулировать мошеннический кредит. Неудача ждала Устинову и вДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация, куда она обратилась с иском о признании договора недействительным. Суд исходил из того, что истец выразила свою волю на получение кредита путем подписания договора электронной подписью с использованием СМС-кода, а банк надлежащим образом исполнил свои обязательства в соответствии с условиями соглашения о дистанционном обслуживании. С этими выводами согласились апелляционная и кассационная инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам (СКГД)Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация
Так, СКГД, сославшись на материалы дела, указала, что все действия по заключению кредитного договора и переводу средств в другой банк совершены одним действием со стороны потребителя, а именно путем введения четырехзначного цифрового кода из СМС-сообщения банка. При этом назначение данного кода было указано латинским шрифтом, что является нарушением требований п. 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей о предоставлении информации на русском языке.
Кроме того, по мнению ВС, такой упрощенный порядок предоставления потребкредита и распоряжения им противоречит порядку заключения такого договора и «фактически нивелирует все гарантии прав» потребителя финуслуг, установленные федеральными законами о потребительском кредите и о защите прав потребителей.
СКГД со ссылкой на ч.2 ст.56 ГПК РФ указала, что суды были обязаны:
выяснить, каким образом в соответствии с законом о потребкредите сторонами согласовывались индивидуальные условия договора,
кем было сформулировано условие о денежном переводе в другой банк,
кем проставлялись в договоре отметки об ознакомлении клиента с условиями и о согласии с ними.
Каким способом и в какой форме потребитель был ознакомлен с кредитным договором.
Суду надлежало дать оценку, кому в действительности были предоставлены кредитные средства — истцу или другому гражданину, учитывая, что зачисление денег на счет, открытый на имя пострадавшей при заключении договора, и их перечисление в другой банк на счет другого лица были произведены одномоментно.
«При немедленном перечислении банком денежных средств третьему лицу их формальное зачисление на открытый в рамках кредитного договора счет с одновременным списанием на счет другого лица само по себе не означает, что денежные средства были предоставлены именно заемщику», — указала коллегия.
Кроме того, ВС, сославшись на правовую позицию КС РФДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация, отметил, что нижестоящий суд не дал оценки добросовестности поведения банка. Также не дана оценка поведению самой истицы, которая якобы сначала согласилась на заключение кредитного договора и перевод на чужой счет, но затем в тот же день обратилась и в банк, и в полицию.
Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанцииДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация.