Существуют веские аргументы в пользу того, что игры P2E являются карточным домиком, который может рухнуть и похоронить финансовые планы тысяч людей.
В начале 1920-х годов Чарльз Понци запустил мошенническую инвестиционную схему, принесшую ему почти 20 миллионов долларов (около 258 миллионов долларов в сегодняшней стоимости). Он обещал инвесторам высокие доходы, хотя на самом деле всего лишь брал деньги у новых инвесторов, чтобы заплатить прежним. С тех пор подобные схемы в просторечии стали называть пирамидами Понци (Ponzis).
Схема Понци определяется как «инвестиционное мошенничество, при котором существующим инвесторам выплачиваются средства, полученные от новых инвесторов». В таких схемах инвесторы платят генеральному директору, который обещает им высокую прибыль. Деньги, выплачиваемые этим инвесторам, поступают из платежей более поздних инвесторов. В структуре нет законного потока доходов, за исключением входящих средств тех, кто недавно присоединился.
Эта модель неустойчива, поскольку она опирается только на приток внешних денег. Когда нет новых инвесторов, схема рушится и оставляет инвесторов, особенно новых, без средств к существованию. Пирамиды Понци широко осуждаются как неэтичные и старательно пресекаются регулирующими органами, такими как SEC.
Игры P2E и их тесная связь со схемами Понци
В 21 веке возникли игры Play 2 Earn («P2E»), на пике популярности которых появились такие игры, как Axie Infinity. В 2021 году объем транзакций Axie Infinity составил впечатляющие 3,5 миллиарда долларов, а собственный токен AXS вырос на 18 000%. Игра была особенно популярна в таких странах, как Филиппины, где игроки могли легко заработать больше, чем платили местным рабочим.
Обычно такие игры имеют низкий начальный барьер для входа и огромный потенциал заработка, а потому представляют собой новый жизнеспособный способ получения доходов игроками. Он предоставляет возможности, меняющие жизнь, особенно для игроков из стран с низким уровнем дохода. Можно утверждать, что игры для заработка являются современной силой добра. Несмотря на все это, нет недостатка в критиках, осуждающих P2E-игры как схемы Понци. Хотя многое из этого, несомненно, вызвано всеобщим страхом из-за недостатка у широкой публики знаний о криптовалюте и сфере P2E, существуют чрезвычайно веские аргументы в пользу того, что игры P2E действительно являются карточным домиком, который может рухнуть и оставить тысячи людей без денег.
Для непосвященных вот крайне урезанный пример P2E-игры:
Назовем это игрой ABC. Стартовая стоимость участия в игре — покупка NFT за 100 долларов. Затем игроки могут зарабатывать 100 токенов в день (стоимостью 0,01 доллара США за токен). Эти токены используются для участия в экосистеме игры, например, для обновлений, повышения уровня и т. д. Игроки могут либо реинвестировать токен в игру, либо обналичить его для получения прибыли.
С самого начала выглядит довольно безобидно. Но откуда эти пользователи берут деньги для обналичивания? Большинство игр на старте запускают пул ликвидности, который обычно привязывает их игровой токен к стейблкоину, например, USDC. Игроки могут обменять игровой токен на USDC или наоборот. Это обеспечит начальную ликвидность для игроков, чтобы начать игру. По ходу игры пул ликвидности обычно становится самодостаточным, когда игроки покупают и продают, добавляя в пул и увеличивая его.
Для самых простых игр P2E прибыльность этой модели зависит от постоянного присоединения новых игроков. Однако угроза угасания спроса вполне реальна — возможно, из-за перенасыщения рынка P2E. В результате пул ликвидности не растет, а истощается игроками, которые хотят обналичить деньги. Обычно это игра с нулевой суммой, когда более ранние инвесторы забирают все, а новые игроки не получают здоровой отдачи от своих инвестиций.
Означает ли это, что все P2E-игры по своей сути неэтичны и являются схемой Понци? Разработчики считают иначе и рассказывают о факторах, которые делают игру P2E неустойчивой, и о том, как игры могут это преодолеть.
Токеномика влияет на устойчивость игры
Основная концепция здесь проста. По мере роста спроса на выплаты должна расти и входящая выручка, и наоборот. По сути, это экономика токенов, или «токеномика». Токеномика описывает «математику и стимулы, управляющие криптоактивами», которые охватывают механику актива — от его вариантов использования, которые действуют как движущая сила спроса, и механизма сжигания до сокращения предложения, а также психологических и поведенческих факторов, которые влияют на стоимость актива с течением времени. Хорошая токеномика имеет решающее значение для долгосрочного успеха проекта. Без хорошо продуманной токеномики инфляция игрового токена будет развиваться по спирали и приведет к сбою и сгоранию.
Пул ликвидности состоит из 10 токенов X и 10 долларов США. В этом случае 1 токен X = 1 USDC.
Когда пользователи обменивают токены X на USDC, цена токенов X падает, и наоборот. Пример: если пользователь обменивает 5 токенов X на USDC, соответствующая цена токена X на USDC в пуле упадет до 0,80 USDC за токен X.
Чтобы избежать быстрого истощения пула ликвидности и сохранить ценность игрового токена, нужно стимулировать игроков либо тратить (сжигать), либо хранить свои токены. Выгода здесь двоякая. Во-первых, это вызывает спрос через механизм сжигания токена, тем самым уменьшая доступное предложение. Во-вторых, это позволяет избежать истощения пула ликвидности. Имея это в виду, крайне важно, чтобы существовало достаточное количество вариантов использования токенов и механизмов записи. Что это делает, так это уменьшает предложение токенов и создает спрос на них. Если в P2E-игре отсутствует динамическое управление механикой расходов, у игроков нет причин хотеть хранить свои токены. Некоторые примеры механики расходов могут включать повышение уровня предметов, покупку косметических предметов и другие различные микротранзакции.
Красные флажки: неустойчивость игры, которая сигнализирует о финансовой пирамиде
В конечном счете, игра, которая не стремится сбалансировать заработок старых и новых игроков, а полагается только на доход от новых игроков, структурно похожа на схему Понци. Вот несколько причин, по которым игры не могут достичь баланса:
Плохо спроектированная токеномика
Ссылаясь на приведенное выше объяснение токеномики, разработчики игр должны структурировать свою токеномику таким образом, чтобы уравновесить спрос и предложение. Неустойчивые игры часто имеют красные флаги, например такие:
Слишком легкое достижение конечной игры заставит игроков скучать и хотеть обналичить деньги. Причина, по которой многие из нас играют, — это чувство удовлетворения. Возьмем, к примеру, Runescape, крупнейшую многопользовательскую ролевую онлайн-игру (MMORPG), в которой создано более 200 миллионов учетных записей. Игра ориентирована на игроков всех уровней. Чтобы получить полностью прокачанную учетную запись, пользователям придется потратить месяцы, а то и годы, играя в игру. Лишь немногие игроки достигли этого рубежа (9712 игроков по состоянию на 2020 год). Это означало, что для подавляющего большинства игроков всегда было что делать в игре, чтобы прогрессировать цель, к которой нужно стремиться.
Если P2E-игра позволит слишком большому количеству игроков слишком легко достичь стадии «Максимальная учетная запись», это оставит этих игроков без цели, к которой нужно стремиться, что неизбежно приведет к тому, что они будут постоянно обналичивать деньги из игры. Если это произойдет слишком рано, это дестабилизирует игровую экономику еще до того, как игра начнет работать.
В игру просто не интересно играть, но рекламируется аномально высокая отдача.
Суть игры в том, что в нее весело и приятно играть. Без сильных игровых основ, которые доставляют удовольствие игроку, единственной причиной, по которой люди играют, будет зарабатывание токенов для обналичивания. Опять же, постоянные обналичивания вредны для игровой экономики.
Если в игру просто не интересно играть, вполне вероятно, что они будут полагаться на аспект заработка, чтобы привлечь пользователей. Такие игры часто стремятся вознаградить своих пользователей аномально высокой прибылью за счет устойчивости игры.
Текущее состояние игровой вселенной P2E довольно мрачно. На рынке огромное количество P2E-игр, которые, возможно, на самом деле являются не играми, а слабыми платформами, обещающими выплаты в несколько кликов. Эта модель, возможно, сработала для первых нескольких итераций P2E, когда новые пользователи ничего не поняли, но только из-за отсутствия конкурентов и историй успеха, создавших первоначальный ажиотаж. Однако сейчас криптопространство находится на этапе, когда игры P2E пруд пруди, и многие из этих игр пытаются использовать шумиху P2E, чтобы быстро заработать. Чтобы преуспеть в этом климате, игры должны быть хорошо спроектированы и побуждать игроков продолжать играть.
Поиск баланса между потенциалом заработка и принципом Понци
Действительно ли игры могут сохранить потенциал заработка, сокращая степень пирамидальной природы, которая в настоящее время присуща большинству игр P2E? Абсолютно верно.
Самый большой недостаток кроется на самом деле в большинстве компаний-разработчиков игр. Многие из этих компаний знакомы с созданием обычных игр и предполагают, что P2E-игры мало чем отличаются от них. Однако они не могли ошибаться больше. Игры P2E требуют от команды большого количества времени и самоотверженности, в частности, когда речь идет о ликвидности и устойчивости игровых токенов. Даже когда все правильно запущено, команде все равно предстоит активно следить за ситуацией и вмешиваться, когда это необходимо.
Некоторые хорошие моменты, которые игры P2E могут учитывать для обеспечения устойчивости своей игры:
Примеры хорошей токеномики включают в себя достаточные «стоки» токенов, чтобы гарантировать, что игрокам необходимо продолжать тратить токен для поддержания спроса, надежные механизмы сжигания для контроля над предложением токенов и динамическое управление выпуском токенов.
В качестве примера можно привести STEPN, где присутствует несколько моментов, гарантирующих, что спрос на токены остается устойчивым, включая, помимо прочего, ремонт кроссовок после использования, повышение их уровня и выпуск новых кроссовок.
Еще один уровень помимо потенциального дохода — это нематериальная стоимость криптоактива, такого как NFT. Это относится к тому, сколько культурных, эстетических или социальных преимуществ она приносит владельцу. Ценность внутриигровых предметов увеличивается за счет того, что игры умело придают им нематериальную ценность. Это повышает рыночную стоимость этих предметов, не истощая пул ликвидности, а, скорее, увеличивая его. Без нематериальной стоимости общая стоимость этих криптоактивов со временем будет уменьшаться, что приведет к краху внутриигровой экономики.
Таким образом, разработчики должны следить за тем, чтобы игры не только доставляли удовольствие, но и приносили пользу пользователям помимо денежного вознаграждения, которое они присваивали. Некоторые примеры включают сетевое взаимодействие в игровых сообществах, преимущества для психического здоровья и даже когнитивное развитие.
Возьмем, к примеру, STEPN. Он фокусируется на том, чтобы приносить как нематериальные, так и материальные ценности пользователям, позиционируя приложение таким образом, чтобы пользователи получали вознаграждение за выполнение основного действия, которое они уже выполняли — передвижение.
Аспект заработка действует как стимул для игроков оставаться активными. Кроме того, вскоре будет реализована функция, заключающаяся в покупке углеродных компенсаций из прибыли от игры, за которую проголосуют существующие пользователи. Это добавляет приятности игре, где пользователи могут не только зарабатывать, но и бороться с глобальным потеплением.
Будущее игр P2E
Повторим еще раз: очевидно, что P2E-игры могут быть устойчивыми и этичными благодаря хорошо продуманной токеномике и созданию ценности. P2E-играм потребуется некоторое время, чтобы избавиться от ассоциации со схемами Понци, но при постоянном надзоре и гибком управлении со стороны разработчиков P2E-игры могут легко сохранить свою долговечность и оставаться равными для всех игроков.
В начале 1920-х годов Чарльз Понци запустил мошенническую инвестиционную схему, принесшую ему почти 20 миллионов долларов (около 258 миллионов долларов в сегодняшней стоимости). Он обещал инвесторам высокие доходы, хотя на самом деле всего лишь брал деньги у новых инвесторов, чтобы заплатить прежним. С тех пор подобные схемы в просторечии стали называть пирамидами Понци (Ponzis).
Схема Понци определяется как «инвестиционное мошенничество, при котором существующим инвесторам выплачиваются средства, полученные от новых инвесторов». В таких схемах инвесторы платят генеральному директору, который обещает им высокую прибыль. Деньги, выплачиваемые этим инвесторам, поступают из платежей более поздних инвесторов. В структуре нет законного потока доходов, за исключением входящих средств тех, кто недавно присоединился.
Эта модель неустойчива, поскольку она опирается только на приток внешних денег. Когда нет новых инвесторов, схема рушится и оставляет инвесторов, особенно новых, без средств к существованию. Пирамиды Понци широко осуждаются как неэтичные и старательно пресекаются регулирующими органами, такими как SEC.
Игры P2E и их тесная связь со схемами Понци
В 21 веке возникли игры Play 2 Earn («P2E»), на пике популярности которых появились такие игры, как Axie Infinity. В 2021 году объем транзакций Axie Infinity составил впечатляющие 3,5 миллиарда долларов, а собственный токен AXS вырос на 18 000%. Игра была особенно популярна в таких странах, как Филиппины, где игроки могли легко заработать больше, чем платили местным рабочим.
Обычно такие игры имеют низкий начальный барьер для входа и огромный потенциал заработка, а потому представляют собой новый жизнеспособный способ получения доходов игроками. Он предоставляет возможности, меняющие жизнь, особенно для игроков из стран с низким уровнем дохода. Можно утверждать, что игры для заработка являются современной силой добра. Несмотря на все это, нет недостатка в критиках, осуждающих P2E-игры как схемы Понци. Хотя многое из этого, несомненно, вызвано всеобщим страхом из-за недостатка у широкой публики знаний о криптовалюте и сфере P2E, существуют чрезвычайно веские аргументы в пользу того, что игры P2E действительно являются карточным домиком, который может рухнуть и оставить тысячи людей без денег.
Для непосвященных вот крайне урезанный пример P2E-игры:
Назовем это игрой ABC. Стартовая стоимость участия в игре — покупка NFT за 100 долларов. Затем игроки могут зарабатывать 100 токенов в день (стоимостью 0,01 доллара США за токен). Эти токены используются для участия в экосистеме игры, например, для обновлений, повышения уровня и т. д. Игроки могут либо реинвестировать токен в игру, либо обналичить его для получения прибыли.
С самого начала выглядит довольно безобидно. Но откуда эти пользователи берут деньги для обналичивания? Большинство игр на старте запускают пул ликвидности, который обычно привязывает их игровой токен к стейблкоину, например, USDC. Игроки могут обменять игровой токен на USDC или наоборот. Это обеспечит начальную ликвидность для игроков, чтобы начать игру. По ходу игры пул ликвидности обычно становится самодостаточным, когда игроки покупают и продают, добавляя в пул и увеличивая его.
Для самых простых игр P2E прибыльность этой модели зависит от постоянного присоединения новых игроков. Однако угроза угасания спроса вполне реальна — возможно, из-за перенасыщения рынка P2E. В результате пул ликвидности не растет, а истощается игроками, которые хотят обналичить деньги. Обычно это игра с нулевой суммой, когда более ранние инвесторы забирают все, а новые игроки не получают здоровой отдачи от своих инвестиций.
Означает ли это, что все P2E-игры по своей сути неэтичны и являются схемой Понци? Разработчики считают иначе и рассказывают о факторах, которые делают игру P2E неустойчивой, и о том, как игры могут это преодолеть.
Токеномика влияет на устойчивость игры
Основная концепция здесь проста. По мере роста спроса на выплаты должна расти и входящая выручка, и наоборот. По сути, это экономика токенов, или «токеномика». Токеномика описывает «математику и стимулы, управляющие криптоактивами», которые охватывают механику актива — от его вариантов использования, которые действуют как движущая сила спроса, и механизма сжигания до сокращения предложения, а также психологических и поведенческих факторов, которые влияют на стоимость актива с течением времени. Хорошая токеномика имеет решающее значение для долгосрочного успеха проекта. Без хорошо продуманной токеномики инфляция игрового токена будет развиваться по спирали и приведет к сбою и сгоранию.
- Предложение: избыток токенов снизит стоимость каждого отдельного токена.
- Спрос: Отсутствие спроса приведет к тому, что игроки будут обналичивать свои токены в любой момент, что приведет к быстрому падению стоимости токена.
Пул ликвидности состоит из 10 токенов X и 10 долларов США. В этом случае 1 токен X = 1 USDC.
Когда пользователи обменивают токены X на USDC, цена токенов X падает, и наоборот. Пример: если пользователь обменивает 5 токенов X на USDC, соответствующая цена токена X на USDC в пуле упадет до 0,80 USDC за токен X.
Чтобы избежать быстрого истощения пула ликвидности и сохранить ценность игрового токена, нужно стимулировать игроков либо тратить (сжигать), либо хранить свои токены. Выгода здесь двоякая. Во-первых, это вызывает спрос через механизм сжигания токена, тем самым уменьшая доступное предложение. Во-вторых, это позволяет избежать истощения пула ликвидности. Имея это в виду, крайне важно, чтобы существовало достаточное количество вариантов использования токенов и механизмов записи. Что это делает, так это уменьшает предложение токенов и создает спрос на них. Если в P2E-игре отсутствует динамическое управление механикой расходов, у игроков нет причин хотеть хранить свои токены. Некоторые примеры механики расходов могут включать повышение уровня предметов, покупку косметических предметов и другие различные микротранзакции.
Красные флажки: неустойчивость игры, которая сигнализирует о финансовой пирамиде
В конечном счете, игра, которая не стремится сбалансировать заработок старых и новых игроков, а полагается только на доход от новых игроков, структурно похожа на схему Понци. Вот несколько причин, по которым игры не могут достичь баланса:
Плохо спроектированная токеномика
Ссылаясь на приведенное выше объяснение токеномики, разработчики игр должны структурировать свою токеномику таким образом, чтобы уравновесить спрос и предложение. Неустойчивые игры часто имеют красные флаги, например такие:
- Призывает игроков обналичивать деньги и истощать пул ликвидности.
- Не в состоянии обеспечить механизм записи и сократить количество токенов.
- Плохая модель распространения, которая отдает предпочтение частным инвесторам, а не реальным пользователям.
- Инвесторы не заинтересованы в использовании этих токенов и с большей вероятностью продадут их (что повлияет на пул ликвидности).
- Ограниченный период или его отсутствие для частных инвесторов является убедительным признаком того, что проект готов к пампу и сбросу своего токена.
Слишком легкое достижение конечной игры заставит игроков скучать и хотеть обналичить деньги. Причина, по которой многие из нас играют, — это чувство удовлетворения. Возьмем, к примеру, Runescape, крупнейшую многопользовательскую ролевую онлайн-игру (MMORPG), в которой создано более 200 миллионов учетных записей. Игра ориентирована на игроков всех уровней. Чтобы получить полностью прокачанную учетную запись, пользователям придется потратить месяцы, а то и годы, играя в игру. Лишь немногие игроки достигли этого рубежа (9712 игроков по состоянию на 2020 год). Это означало, что для подавляющего большинства игроков всегда было что делать в игре, чтобы прогрессировать цель, к которой нужно стремиться.
Если P2E-игра позволит слишком большому количеству игроков слишком легко достичь стадии «Максимальная учетная запись», это оставит этих игроков без цели, к которой нужно стремиться, что неизбежно приведет к тому, что они будут постоянно обналичивать деньги из игры. Если это произойдет слишком рано, это дестабилизирует игровую экономику еще до того, как игра начнет работать.
В игру просто не интересно играть, но рекламируется аномально высокая отдача.
Суть игры в том, что в нее весело и приятно играть. Без сильных игровых основ, которые доставляют удовольствие игроку, единственной причиной, по которой люди играют, будет зарабатывание токенов для обналичивания. Опять же, постоянные обналичивания вредны для игровой экономики.
Если в игру просто не интересно играть, вполне вероятно, что они будут полагаться на аспект заработка, чтобы привлечь пользователей. Такие игры часто стремятся вознаградить своих пользователей аномально высокой прибылью за счет устойчивости игры.
Текущее состояние игровой вселенной P2E довольно мрачно. На рынке огромное количество P2E-игр, которые, возможно, на самом деле являются не играми, а слабыми платформами, обещающими выплаты в несколько кликов. Эта модель, возможно, сработала для первых нескольких итераций P2E, когда новые пользователи ничего не поняли, но только из-за отсутствия конкурентов и историй успеха, создавших первоначальный ажиотаж. Однако сейчас криптопространство находится на этапе, когда игры P2E пруд пруди, и многие из этих игр пытаются использовать шумиху P2E, чтобы быстро заработать. Чтобы преуспеть в этом климате, игры должны быть хорошо спроектированы и побуждать игроков продолжать играть.
Поиск баланса между потенциалом заработка и принципом Понци
Действительно ли игры могут сохранить потенциал заработка, сокращая степень пирамидальной природы, которая в настоящее время присуща большинству игр P2E? Абсолютно верно.
Самый большой недостаток кроется на самом деле в большинстве компаний-разработчиков игр. Многие из этих компаний знакомы с созданием обычных игр и предполагают, что P2E-игры мало чем отличаются от них. Однако они не могли ошибаться больше. Игры P2E требуют от команды большого количества времени и самоотверженности, в частности, когда речь идет о ликвидности и устойчивости игровых токенов. Даже когда все правильно запущено, команде все равно предстоит активно следить за ситуацией и вмешиваться, когда это необходимо.
Некоторые хорошие моменты, которые игры P2E могут учитывать для обеспечения устойчивости своей игры:
- Сильная токеномика с активным управлением
Примеры хорошей токеномики включают в себя достаточные «стоки» токенов, чтобы гарантировать, что игрокам необходимо продолжать тратить токен для поддержания спроса, надежные механизмы сжигания для контроля над предложением токенов и динамическое управление выпуском токенов.
В качестве примера можно привести STEPN, где присутствует несколько моментов, гарантирующих, что спрос на токены остается устойчивым, включая, помимо прочего, ремонт кроссовок после использования, повышение их уровня и выпуск новых кроссовок.
- Реальная ценность для пользователей
Еще один уровень помимо потенциального дохода — это нематериальная стоимость криптоактива, такого как NFT. Это относится к тому, сколько культурных, эстетических или социальных преимуществ она приносит владельцу. Ценность внутриигровых предметов увеличивается за счет того, что игры умело придают им нематериальную ценность. Это повышает рыночную стоимость этих предметов, не истощая пул ликвидности, а, скорее, увеличивая его. Без нематериальной стоимости общая стоимость этих криптоактивов со временем будет уменьшаться, что приведет к краху внутриигровой экономики.
Таким образом, разработчики должны следить за тем, чтобы игры не только доставляли удовольствие, но и приносили пользу пользователям помимо денежного вознаграждения, которое они присваивали. Некоторые примеры включают сетевое взаимодействие в игровых сообществах, преимущества для психического здоровья и даже когнитивное развитие.
Возьмем, к примеру, STEPN. Он фокусируется на том, чтобы приносить как нематериальные, так и материальные ценности пользователям, позиционируя приложение таким образом, чтобы пользователи получали вознаграждение за выполнение основного действия, которое они уже выполняли — передвижение.
Аспект заработка действует как стимул для игроков оставаться активными. Кроме того, вскоре будет реализована функция, заключающаяся в покупке углеродных компенсаций из прибыли от игры, за которую проголосуют существующие пользователи. Это добавляет приятности игре, где пользователи могут не только зарабатывать, но и бороться с глобальным потеплением.
Будущее игр P2E
Повторим еще раз: очевидно, что P2E-игры могут быть устойчивыми и этичными благодаря хорошо продуманной токеномике и созданию ценности. P2E-играм потребуется некоторое время, чтобы избавиться от ассоциации со схемами Понци, но при постоянном надзоре и гибком управлении со стороны разработчиков P2E-игры могут легко сохранить свою долговечность и оставаться равными для всех игроков.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация