Если вы планируете сделку с его участием, мы настоятельно рекомендуем вам не совершать ее до окончания блокировки. Если пользователь уже обманул вас каким-либо образом, пожалуйста, пишите в арбитраж, чтобы мы могли решить проблему как можно скорее.
Фокусы, ограбления и нейромагия
Это то, чем с древности пользуются фокусники и карманные воры, то, по причине чего совершаются многие автомобильные аварии, люди путают подозреваемых и подставных, а муж не замечает новой стрижки своей жены. Психологи называют это великой иллюзией сознания.
Перед вами пять игральных карт. Запомните одну. Запомнили?
А теперь посмотрите на следующее изображение.
Мы убрали вашу карту, не правда ли?..
Мы только что продемонстрировали вам старый добрый карточный фокус. Для тех, кто еще не догадался – поясняем: мы, конечно, заменили все карты, а вы были так сконцентрированы на запоминании одной карты, что попросту этого не заметили. Но это совсем не страшно, и означает лишь то, что вы принадлежите к абсолютному большинству людей. Впрочем, возможно, прочтение этой статьи поможет вам стать чуть внимательнее, чем остальные.
Незаконные фокусы
А знаете, как проще всего проделать «фокус» с вытаскиванием бумажника у ближнего из заднего кармана? Достаточно неожиданно показать ему что-то, чего он совершенно не ожидает увидеть в данном месте и в данное время – например, сунуть ему под нос столовую ложку, в то время как он разговаривает с вами на улице. Пока он в недоумении разглядывает суповой прибор, быстро и осторожно вынимайте бумажник (для этого, конечно, понадобится некоторая сноровка). Только потом не забудьте вернуть, помните – это всего лишь фокус!
А «русскую рулетку конца Экс экс века» помните – знаменитую игру в наперстки? Заключалась она в том, чтобы угадать, под каким из трех наперстков окажется шарик. Играли, разумеется, не «на интерес» – несчастный должен был поставить на кон какую-то сумму денег. Потом шарик на его глазах клался под один из наперстков, затем «наперсточник» довольно медленно крутил наперстки между собой, а «лох», следя за его движениями, казалось бы, точно знал местоположение шарика. Но не тут-то было! Пока один из подставных зрителей вставлял какую-нибудь неожиданную реплику или предлагал безвозмездно добавить денег в случае выигрыша, «наперсточник» успевал зажать шарик мизинцем, и – вуаля! – ни шарика, ни денег.
Уловки карманников
Толкнуть плечом в толпе, и пока человек оглядывается – вытащить бумажник. Запачкать одежду и, долго извиняясь, отряхивать ее, пока не достанешь дорогой телефон. Зажать в дверях метро в час пик. Помогать сесть в маршрутку или в автобус. Полезть с объятиями, изображая старого знакомого, а потом сделать вид, что ошибся. Устроить ДТП и, оказывая помощь или, наоборот, запугивая, выхватить барсетку и уехать. Попросить помочь (прочитать, выбрать товар и т. д.), а в это время залезть помогающему в сумку. Быть навязчивым попрошайкой (как правило, этим промышляют цыгане с детьми) и снять дорогие часы. Всё это – лишь малая часть излюбленных уловок легальных и нелегальных ловкачей. И все они основаны на ошибке в работе нашего сознания, которая называется «слепотой к изменениям». Сконцентрировавшись на чем-то одном, отвлекшись на нечто неожиданное – мы не в состоянии следить за чем-то еще, даже если это находится прямо у нас перед носом. Выполнять две задачи одновременно не под силу 98% людей.
Как уберечь свои вещи от карманника? Единого рецепта, увы, не существует. Специалисты, правда, советуют – попробуйте забраться в ум карманного вора. Что интересует карманника прежде всего? Конечно, дорогие вещи и бумажник. Что он делает дальше? Конечно, смотрит, где вы храните их. Поэтому лучшим средством против краж будет, как это ни тривиально, не носить дорогих вещей в общественных местах или, по крайней мере, прятать их подальше – в застегивающийся нагрудный карман или в прочную, наглухо застегнутую сумку, которую вы постоянно придерживаете локтем. Но можно применить и технику неожиданности. Она поможет сберечь ваши вещи в путешествии, например, при прогулке по чужому городу. Рискните сложить ваши бумажник, телефон и часы в большой пластиковый стакан для сока, закройте его и для большей убедительности вставьте в него трубочку. А теперь смело носите этот стакан в руке. Едва ли карманному вору придет в голову покуситься на этот предмет, если, конечно, вы не проделывали процесс укладывания ценных вещей в стакан в общественном месте, где вор мог увидеть это. И еще – не забудьте стакан на столике ближайшего кафе.
Нейромагия
Так называется новое направление в психологии, которое наметилось в 2008 году. Нейромагия – это коалиция психологов, психофизиологов и самых настоящих фокусников. Именно она изучает то, почему мы, глядя на что-то… не видим этого.
Психологи, впрочем, начали изучать это явление примерно с 1970-х годов. Возникли такие исследования, как это обычно и бывает, как побочный продукт в другой области – изучения зрительного восприятия. Исследования проводил один из основателей когнитивной психологии (психологии познавательных процессов – NS) Ульрик Найссер (Ulric Neisser). Перед своими студентами он поставил непростую задачу, предложив им посмотреть киноленту из двух наложенных друг на друга фильмов. При этом студенты должны были стараться смотреть только один из них, игнорируя другой. Время от времени из одного угла киноэкрана в другой проходила девушка под зонтиком, не имеющая к фильмам совершенно никакого отношения. К изумлению Найссера, почти никто из студентов, смотревших фильм, никакой девушки не заметил.
Невидимая горилла
Примерно через 30 лет, на рубеже Экс экс и XXI веков, прекрасная девушка с зонтиком всплыла в психологии в образе гориллы. Наделавший много шума эксперимент теперь проводил чикагский психолог Дэниел Саймонс (Daniel Simons) со своим коллегой Кристофером Шабри (Christopher Chabris). По сути, эти двое воспроизвели старый эксперимент Найссера, но вместо фильмов показывали зрителям баскетбольную команду. Зрителям предлагалось подсчитать пасы, которые игроки на протяжении матча передавали друг другу. Время от времени прямо среди игроков появлялся человек в костюме гориллы, бил себя в грудь и отправлялся дальше. И снова тот же эффект – казалось бы, опасную для жизни гориллу почти никто из зрителей не заметил. Эксперимент назвали «Невидимая горилла», выпустили на его основе целую книгу «Невидимая горилла, или история о том, как обманчива наша интуиция», и сделали вывод: человек, занятый определенной задачей, не замечает явлений, не относящихся к этой задаче. Даже если эти явления неожиданны, интересны и способны нести угрозу для его жизни и благополучия. А вот при отсутствии такой задачи – все явления, как и горилла в баскетбольной команде, замечаются прекрасно.
Прежде чем делать такой вывод, психологи, конечно, перепробовали множество различных забавных модификаций эксперимента с гориллой. Например, предупреждали людей о горилле, но коварным образом меняли цвет занавеса, на фоне которого происходила игра, с ярко-красного на ярко-желтый. И зрители, занятые подсчетом пасов и ожиданием появления гориллы, не замечали подмены занавеса.
12 Ватт
В каждый момент времени только один объект занимает наше внимание, и только за его изменениями мы следим. Наше внимание похоже на луч прожектора. Узкий луч показывает кусочек сцены во всех подробностях, широкий – может осветить всю сцену, но подробности в этом случае выпадут из поля нашего зрения.
Дело в том, что мощность мозга составляет всего 12 Вт. Это менее чем треть мощности лампочки в холодильнике. При таком ограниченном количестве энергии мозг запрограммирован урезать всю ненужную информацию, чтобы давать нам адекватную картину окружающего мира. Он концентрируется лишь на том, что важно для нас. Как он это делает? С помощью таких отделов, как префронтальная кора, теменная доля, таламус. Они действуют как фильтры для сигналов, поступающих из других участков мозга, позволяя нам переключать внимание с объекта на объект.
Ошибки восприятия
На самом деле, их много, все они похожи и переплетаются между собой. Уже упомянутая нами слепота к изменениям заключается в том, что мы не замечаем перемен даже в очень крупной зрительной сцене, если сконцентрированы на какой-то задаче и/или если эти изменения сопровождаются неким «обрывом пленки». Потому что если изменения происходят внезапно на статичной картинке – мы, безусловно, их заметим. Для этого у нас есть специальные детекторы движения, которые мы унаследовали еще у земноводных. Они ответственны за автоматическое привлечение внимания к месту появления нового объекта. Но стоит изменению «оборваться» – как это было с карточным фокусом в начале статьи, мы рискуем ничего не заметить. Ведь если бы и первая, и вторая партия карт находились бы на одной и той же странице, вам было бы проще сравнить их, и вы, вероятно, обнаружили бы подвох.
Если перед нами красный мячик, который тут же становится белым, мы, конечно же, это заметим. Но если мячик стал белым в тот момент, когда мы моргнули, мы можем не заметить, что он поменял цвет. Если, конечно, наши мысли не прикованы к этому мячу.
Мы не склонны замечать различия, и если изменения происходят очень постепенно, наш мозг попросту стирает из памяти поменявшиеся нюансы.
Человек не обнаруживает изменений, даже если происходит не глобальное прерывание изображения, а его локальное зашумление. Известны случаи, когда водитель не замечал пешехода, потому что как раз в этот момент на стекло автомобиля падало несколько брызг грязи. Поэтому исследования слепоты к изменениям спонсируются сегодня, в основном, крупными автомобильными корпорациями, которым совсем невыгодно «лишнее» количество аварий.
Слепота сознания и автокатастрофы
Но еще чаще автомобильные аварии происходят вследствие «слепоты к повторению» и «слепоты невнимательности». Как правило, мы не замечаем повторения зрительного объекта, если оно происходит в течение определенного интервала времени или если этот объект в пространстве расположен рядом с тем, который мы только что видели. Именно поэтому в современных текстовых редакторах повторяющееся слово подчеркивается красной волнистой чертой, как орфографическая ошибка, потому что если соседние слова одинаковы, мы, скорее всего, воспримем их как одно.
По этой же причине автолюбители так часто сбивают мотоциклистов. Самый частый вариант столкновения мотоцикла с автомобилем – когда машина делает левый поворот перед мотоциклом. Водитель автомобиля смотрит на другие машины и в буквальном смысле не видит мотоцикл, хотя тот может проезжать прямо перед его лобовым стеклом. Наш мозг запрограммирован видеть привычное. Если в потоке машин «неожиданно» появляется не очередная машина, а мотоцикл, водитель его может даже увидеть, но не осознать. Осознаем мы лишь малую часть того, что видят наши глаза. Во время разговора по телефону при вождении проявляется слепота невнимательности, когда люди не видят то, что происходит перед ними на дороге. Они могут не заметить пешехода или светофор. Исследования 2002 года показали, что в США по вине водителей, разговаривающих по телефону за рулем, ежегодно погибает 2 500 человек. Еще 330 тыс. получают травмы. По мнению экспертов, вероятность попадания в аварию во время разговора по телефону такая же, как при вождении автомобиля с высоким содержанием алкоголя в крови. Если же человек пишет текстовые сообщения – этот риск возрастает вдвое.
Видеть то, что привычно
Слепота невнимательности, как и слепота к повторению, заключается в том, что мы неспособны замечать неожиданные вещи, если наше внимание сконцентрировано на чем-то другом. Даже если это неожиданное будет прямо перед нами.
Забвано, что мы межом чатить тесткы, даже елси в славох персетавлены буквы. Неожиданно, когда мы просим принести счет не того официанта. Опасно, когда путаем подставных и подозреваемых. Интересно, когда не замечаем киноляпов даже в самых известных блокбастерах.
Если мозг видит что-то, что для нас важно, он заполняет непонятные места тем, что мы ожидаем увидеть. Если мы не ожидаем увидеть в одной из серий «Пиратов Карибского моря» на старинном пиратском корабле позади Джека Воробья человека во вполне современной футболке – с большой вероятностью мы его и не увидим. Мы осознаем только то, что привычно, и то, что способны понять. Остальное просто проходит мимо нашего сознания. Поэтому женщинам стоит ценить мужчин, которые заметят, что они изменили прическу, ведь перед ними воистину редкие экземпляры.
Продолжая тему взаимоотношения полов и слепоты к повторению, можно сказать, что именно она – причина того, что для некоторых женщин мужчины всегда сволочи, а для некоторых мужчин – все женщины – стервы. У каждого из этих типов людей был негативный опыт, который продолжался либо довольно длительное время, либо повторился, либо просто слишком травмировал их. Теперь они не хотят даже слышать о том, что существуют честные женщины или порядочные мужчины. Вернее, слышать-то хотят, но… в любом человеке рано или поздно все равно увидят то, к чему они привыкли. Так устроен наш мозг. Впрочем, есть возможность все изменить – было бы желание.
Иллюзия внимательности
Психологи не раз проводили исследования: несмотря на все вышеперечисленное, большинство из нас уверены, что прекрасно контролируют окружающую обстановку и замечают если не все, то очень многое. Психологи назвали это иллюзией внимательности, которая, впрочем, выполняет свою важную роль и весьма полезна для нас, иначе мы бы, действительно, с трудом находили себе место от постоянной тревоги по поводу того, что не можем контролировать происходящее вокруг нас. Однако, как мы успели убедиться, такая иллюзия, к сожалению, часто играет и не в нашу пользу.
Но какую именно часть мира мы упускаем? Чтобы воровать вещи, карманник управляет нашей способностью к концентрации. Как это работает? Манипулировать вниманием людей можно разными способами. Зачастую эти манипуляции основываются на двух типах внимания. Первое из них называется произвольным – с его помощью мы принимаем решения. Оторвитесь от текста и взгляните в окно. Вы сделали это с помощью произвольного внимания. Теперь вы слышите телефонный звонок. Вы отвлеклись на него, и это произошло с помощью непроизвольного типа внимания, когда что-то заставляет нас сконцентрироваться. Когда вы посмотрели в окно – вы использовали префронтальную кору головного мозга, которая отвечает за принятие решений и планирование. Когда ваше внимание привлек звонок телефона, была задействована более примитивная система реагирования, расположенная в участках мозга, называемых сенсорными участками коры. Этот и другие участки мозга отвечают за концентрацию внимания на неожиданных раздражителях, поступающих от органов чувств.
Когда карманник забирает у вас бумажник или часы – он манипулирует обеими формами внимания. Отвлекать людей довольно просто, надо использовать непроизвольное внимание. Толчок в толпе – и человек непроизвольно отвлечен. В это время ловкость рук позволяет выхватить у него бумажник или снять часы. Впрочем, как бы вы ни старались, опытный карманник, увы, при желании все равно сможет вас провести. Только годы тренировок помогут управлять своим вниманием настолько, чтобы реагировать вовремя. Так что расслабьтесь, но… будьте бдительны.
Мы не замечаем, сколь многого мы не замечаем. А еще нам кажется, что мы видим больше, чем есть на самом деле. Все еще не верите?
Как можно быстрее назовите вслух цвета, которыми написаны эти слова.
Слишком легко? А если вот так?.. Помните: называть следует не сами слова, а их цвет.
Дело не в том, на что вы смотрите, а в том, что вы видите. Кстати, вы заметили кролика в цилиндре на некоторых фотографиях статье? )
Это то, чем с древности пользуются фокусники и карманные воры, то, по причине чего совершаются многие автомобильные аварии, люди путают подозреваемых и подставных, а муж не замечает новой стрижки своей жены. Психологи называют это великой иллюзией сознания.
Перед вами пять игральных карт. Запомните одну. Запомнили?
А теперь посмотрите на следующее изображение.
Мы убрали вашу карту, не правда ли?..
Мы только что продемонстрировали вам старый добрый карточный фокус. Для тех, кто еще не догадался – поясняем: мы, конечно, заменили все карты, а вы были так сконцентрированы на запоминании одной карты, что попросту этого не заметили. Но это совсем не страшно, и означает лишь то, что вы принадлежите к абсолютному большинству людей. Впрочем, возможно, прочтение этой статьи поможет вам стать чуть внимательнее, чем остальные.
Незаконные фокусы
А знаете, как проще всего проделать «фокус» с вытаскиванием бумажника у ближнего из заднего кармана? Достаточно неожиданно показать ему что-то, чего он совершенно не ожидает увидеть в данном месте и в данное время – например, сунуть ему под нос столовую ложку, в то время как он разговаривает с вами на улице. Пока он в недоумении разглядывает суповой прибор, быстро и осторожно вынимайте бумажник (для этого, конечно, понадобится некоторая сноровка). Только потом не забудьте вернуть, помните – это всего лишь фокус!
А «русскую рулетку конца Экс экс века» помните – знаменитую игру в наперстки? Заключалась она в том, чтобы угадать, под каким из трех наперстков окажется шарик. Играли, разумеется, не «на интерес» – несчастный должен был поставить на кон какую-то сумму денег. Потом шарик на его глазах клался под один из наперстков, затем «наперсточник» довольно медленно крутил наперстки между собой, а «лох», следя за его движениями, казалось бы, точно знал местоположение шарика. Но не тут-то было! Пока один из подставных зрителей вставлял какую-нибудь неожиданную реплику или предлагал безвозмездно добавить денег в случае выигрыша, «наперсточник» успевал зажать шарик мизинцем, и – вуаля! – ни шарика, ни денег.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Уловки карманников
Толкнуть плечом в толпе, и пока человек оглядывается – вытащить бумажник. Запачкать одежду и, долго извиняясь, отряхивать ее, пока не достанешь дорогой телефон. Зажать в дверях метро в час пик. Помогать сесть в маршрутку или в автобус. Полезть с объятиями, изображая старого знакомого, а потом сделать вид, что ошибся. Устроить ДТП и, оказывая помощь или, наоборот, запугивая, выхватить барсетку и уехать. Попросить помочь (прочитать, выбрать товар и т. д.), а в это время залезть помогающему в сумку. Быть навязчивым попрошайкой (как правило, этим промышляют цыгане с детьми) и снять дорогие часы. Всё это – лишь малая часть излюбленных уловок легальных и нелегальных ловкачей. И все они основаны на ошибке в работе нашего сознания, которая называется «слепотой к изменениям». Сконцентрировавшись на чем-то одном, отвлекшись на нечто неожиданное – мы не в состоянии следить за чем-то еще, даже если это находится прямо у нас перед носом. Выполнять две задачи одновременно не под силу 98% людей.
Как уберечь свои вещи от карманника? Единого рецепта, увы, не существует. Специалисты, правда, советуют – попробуйте забраться в ум карманного вора. Что интересует карманника прежде всего? Конечно, дорогие вещи и бумажник. Что он делает дальше? Конечно, смотрит, где вы храните их. Поэтому лучшим средством против краж будет, как это ни тривиально, не носить дорогих вещей в общественных местах или, по крайней мере, прятать их подальше – в застегивающийся нагрудный карман или в прочную, наглухо застегнутую сумку, которую вы постоянно придерживаете локтем. Но можно применить и технику неожиданности. Она поможет сберечь ваши вещи в путешествии, например, при прогулке по чужому городу. Рискните сложить ваши бумажник, телефон и часы в большой пластиковый стакан для сока, закройте его и для большей убедительности вставьте в него трубочку. А теперь смело носите этот стакан в руке. Едва ли карманному вору придет в голову покуситься на этот предмет, если, конечно, вы не проделывали процесс укладывания ценных вещей в стакан в общественном месте, где вор мог увидеть это. И еще – не забудьте стакан на столике ближайшего кафе.
Нейромагия
Так называется новое направление в психологии, которое наметилось в 2008 году. Нейромагия – это коалиция психологов, психофизиологов и самых настоящих фокусников. Именно она изучает то, почему мы, глядя на что-то… не видим этого.
Психологи, впрочем, начали изучать это явление примерно с 1970-х годов. Возникли такие исследования, как это обычно и бывает, как побочный продукт в другой области – изучения зрительного восприятия. Исследования проводил один из основателей когнитивной психологии (психологии познавательных процессов – NS) Ульрик Найссер (Ulric Neisser). Перед своими студентами он поставил непростую задачу, предложив им посмотреть киноленту из двух наложенных друг на друга фильмов. При этом студенты должны были стараться смотреть только один из них, игнорируя другой. Время от времени из одного угла киноэкрана в другой проходила девушка под зонтиком, не имеющая к фильмам совершенно никакого отношения. К изумлению Найссера, почти никто из студентов, смотревших фильм, никакой девушки не заметил.
Невидимая горилла
Примерно через 30 лет, на рубеже Экс экс и XXI веков, прекрасная девушка с зонтиком всплыла в психологии в образе гориллы. Наделавший много шума эксперимент теперь проводил чикагский психолог Дэниел Саймонс (Daniel Simons) со своим коллегой Кристофером Шабри (Christopher Chabris). По сути, эти двое воспроизвели старый эксперимент Найссера, но вместо фильмов показывали зрителям баскетбольную команду. Зрителям предлагалось подсчитать пасы, которые игроки на протяжении матча передавали друг другу. Время от времени прямо среди игроков появлялся человек в костюме гориллы, бил себя в грудь и отправлялся дальше. И снова тот же эффект – казалось бы, опасную для жизни гориллу почти никто из зрителей не заметил. Эксперимент назвали «Невидимая горилла», выпустили на его основе целую книгу «Невидимая горилла, или история о том, как обманчива наша интуиция», и сделали вывод: человек, занятый определенной задачей, не замечает явлений, не относящихся к этой задаче. Даже если эти явления неожиданны, интересны и способны нести угрозу для его жизни и благополучия. А вот при отсутствии такой задачи – все явления, как и горилла в баскетбольной команде, замечаются прекрасно.
Прежде чем делать такой вывод, психологи, конечно, перепробовали множество различных забавных модификаций эксперимента с гориллой. Например, предупреждали людей о горилле, но коварным образом меняли цвет занавеса, на фоне которого происходила игра, с ярко-красного на ярко-желтый. И зрители, занятые подсчетом пасов и ожиданием появления гориллы, не замечали подмены занавеса.
12 Ватт
В каждый момент времени только один объект занимает наше внимание, и только за его изменениями мы следим. Наше внимание похоже на луч прожектора. Узкий луч показывает кусочек сцены во всех подробностях, широкий – может осветить всю сцену, но подробности в этом случае выпадут из поля нашего зрения.
Дело в том, что мощность мозга составляет всего 12 Вт. Это менее чем треть мощности лампочки в холодильнике. При таком ограниченном количестве энергии мозг запрограммирован урезать всю ненужную информацию, чтобы давать нам адекватную картину окружающего мира. Он концентрируется лишь на том, что важно для нас. Как он это делает? С помощью таких отделов, как префронтальная кора, теменная доля, таламус. Они действуют как фильтры для сигналов, поступающих из других участков мозга, позволяя нам переключать внимание с объекта на объект.
Ошибки восприятия
На самом деле, их много, все они похожи и переплетаются между собой. Уже упомянутая нами слепота к изменениям заключается в том, что мы не замечаем перемен даже в очень крупной зрительной сцене, если сконцентрированы на какой-то задаче и/или если эти изменения сопровождаются неким «обрывом пленки». Потому что если изменения происходят внезапно на статичной картинке – мы, безусловно, их заметим. Для этого у нас есть специальные детекторы движения, которые мы унаследовали еще у земноводных. Они ответственны за автоматическое привлечение внимания к месту появления нового объекта. Но стоит изменению «оборваться» – как это было с карточным фокусом в начале статьи, мы рискуем ничего не заметить. Ведь если бы и первая, и вторая партия карт находились бы на одной и той же странице, вам было бы проще сравнить их, и вы, вероятно, обнаружили бы подвох.
Если перед нами красный мячик, который тут же становится белым, мы, конечно же, это заметим. Но если мячик стал белым в тот момент, когда мы моргнули, мы можем не заметить, что он поменял цвет. Если, конечно, наши мысли не прикованы к этому мячу.
Мы не склонны замечать различия, и если изменения происходят очень постепенно, наш мозг попросту стирает из памяти поменявшиеся нюансы.
Человек не обнаруживает изменений, даже если происходит не глобальное прерывание изображения, а его локальное зашумление. Известны случаи, когда водитель не замечал пешехода, потому что как раз в этот момент на стекло автомобиля падало несколько брызг грязи. Поэтому исследования слепоты к изменениям спонсируются сегодня, в основном, крупными автомобильными корпорациями, которым совсем невыгодно «лишнее» количество аварий.
Слепота сознания и автокатастрофы
Но еще чаще автомобильные аварии происходят вследствие «слепоты к повторению» и «слепоты невнимательности». Как правило, мы не замечаем повторения зрительного объекта, если оно происходит в течение определенного интервала времени или если этот объект в пространстве расположен рядом с тем, который мы только что видели. Именно поэтому в современных текстовых редакторах повторяющееся слово подчеркивается красной волнистой чертой, как орфографическая ошибка, потому что если соседние слова одинаковы, мы, скорее всего, воспримем их как одно.
По этой же причине автолюбители так часто сбивают мотоциклистов. Самый частый вариант столкновения мотоцикла с автомобилем – когда машина делает левый поворот перед мотоциклом. Водитель автомобиля смотрит на другие машины и в буквальном смысле не видит мотоцикл, хотя тот может проезжать прямо перед его лобовым стеклом. Наш мозг запрограммирован видеть привычное. Если в потоке машин «неожиданно» появляется не очередная машина, а мотоцикл, водитель его может даже увидеть, но не осознать. Осознаем мы лишь малую часть того, что видят наши глаза. Во время разговора по телефону при вождении проявляется слепота невнимательности, когда люди не видят то, что происходит перед ними на дороге. Они могут не заметить пешехода или светофор. Исследования 2002 года показали, что в США по вине водителей, разговаривающих по телефону за рулем, ежегодно погибает 2 500 человек. Еще 330 тыс. получают травмы. По мнению экспертов, вероятность попадания в аварию во время разговора по телефону такая же, как при вождении автомобиля с высоким содержанием алкоголя в крови. Если же человек пишет текстовые сообщения – этот риск возрастает вдвое.
Видеть то, что привычно
Слепота невнимательности, как и слепота к повторению, заключается в том, что мы неспособны замечать неожиданные вещи, если наше внимание сконцентрировано на чем-то другом. Даже если это неожиданное будет прямо перед нами.
Забвано, что мы межом чатить тесткы, даже елси в славох персетавлены буквы. Неожиданно, когда мы просим принести счет не того официанта. Опасно, когда путаем подставных и подозреваемых. Интересно, когда не замечаем киноляпов даже в самых известных блокбастерах.
Если мозг видит что-то, что для нас важно, он заполняет непонятные места тем, что мы ожидаем увидеть. Если мы не ожидаем увидеть в одной из серий «Пиратов Карибского моря» на старинном пиратском корабле позади Джека Воробья человека во вполне современной футболке – с большой вероятностью мы его и не увидим. Мы осознаем только то, что привычно, и то, что способны понять. Остальное просто проходит мимо нашего сознания. Поэтому женщинам стоит ценить мужчин, которые заметят, что они изменили прическу, ведь перед ними воистину редкие экземпляры.
Продолжая тему взаимоотношения полов и слепоты к повторению, можно сказать, что именно она – причина того, что для некоторых женщин мужчины всегда сволочи, а для некоторых мужчин – все женщины – стервы. У каждого из этих типов людей был негативный опыт, который продолжался либо довольно длительное время, либо повторился, либо просто слишком травмировал их. Теперь они не хотят даже слышать о том, что существуют честные женщины или порядочные мужчины. Вернее, слышать-то хотят, но… в любом человеке рано или поздно все равно увидят то, к чему они привыкли. Так устроен наш мозг. Впрочем, есть возможность все изменить – было бы желание.
Иллюзия внимательности
Психологи не раз проводили исследования: несмотря на все вышеперечисленное, большинство из нас уверены, что прекрасно контролируют окружающую обстановку и замечают если не все, то очень многое. Психологи назвали это иллюзией внимательности, которая, впрочем, выполняет свою важную роль и весьма полезна для нас, иначе мы бы, действительно, с трудом находили себе место от постоянной тревоги по поводу того, что не можем контролировать происходящее вокруг нас. Однако, как мы успели убедиться, такая иллюзия, к сожалению, часто играет и не в нашу пользу.
Но какую именно часть мира мы упускаем? Чтобы воровать вещи, карманник управляет нашей способностью к концентрации. Как это работает? Манипулировать вниманием людей можно разными способами. Зачастую эти манипуляции основываются на двух типах внимания. Первое из них называется произвольным – с его помощью мы принимаем решения. Оторвитесь от текста и взгляните в окно. Вы сделали это с помощью произвольного внимания. Теперь вы слышите телефонный звонок. Вы отвлеклись на него, и это произошло с помощью непроизвольного типа внимания, когда что-то заставляет нас сконцентрироваться. Когда вы посмотрели в окно – вы использовали префронтальную кору головного мозга, которая отвечает за принятие решений и планирование. Когда ваше внимание привлек звонок телефона, была задействована более примитивная система реагирования, расположенная в участках мозга, называемых сенсорными участками коры. Этот и другие участки мозга отвечают за концентрацию внимания на неожиданных раздражителях, поступающих от органов чувств.
Когда карманник забирает у вас бумажник или часы – он манипулирует обеими формами внимания. Отвлекать людей довольно просто, надо использовать непроизвольное внимание. Толчок в толпе – и человек непроизвольно отвлечен. В это время ловкость рук позволяет выхватить у него бумажник или снять часы. Впрочем, как бы вы ни старались, опытный карманник, увы, при желании все равно сможет вас провести. Только годы тренировок помогут управлять своим вниманием настолько, чтобы реагировать вовремя. Так что расслабьтесь, но… будьте бдительны.
Мы не замечаем, сколь многого мы не замечаем. А еще нам кажется, что мы видим больше, чем есть на самом деле. Все еще не верите?
Как можно быстрее назовите вслух цвета, которыми написаны эти слова.
Слишком легко? А если вот так?.. Помните: называть следует не сами слова, а их цвет.
Дело не в том, на что вы смотрите, а в том, что вы видите. Кстати, вы заметили кролика в цилиндре на некоторых фотографиях статье? )