Древняя афганская традиция — бача-бази

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.145
Репутация
62.195
Реакции
275.920
RUB
0
"Бача" в переводе с фарси — "мальчик", а "бача-бази" — “играть с мальчиками”. Примерно те же самые действия, которые обычно ассоциируются с католическими священниками, только обставлено всё более красиво. Обычно мальчиков одевают в женскую одежду, наносят макияж, ко всему этому добавляют украшения и различные атрибуты, вроде бубенчиков и колокольчиков, после чего выпускают танцевать перед гостями на празднике. Само собой, среди гостей только мужчины. Танцы в массе своей довольно простые, но движения танцоров при этом подчёркнуто женственные, потому что на гостей нужно произвести впечатление. От этого прямо зависит доход, потому что во время танца между гостями идёт торг — кто больше заплатит, тому мальчик и достанется. За хорошего танцора между гостями может разгореться жёсткий поединок с нешуточными ставками. Про мелочь редко когда речь идёт: бача-бази — это развлечение не для бедняков.



В первую очередь потому, что хороший бача требует немалых вложений со стороны сутенёра. Которому, естественно, большая часть дохода и идёт в карман. Полагать, что серьёзный профит с этого имеют сами мальчики, было бы довольно наивно. Для начала нужно найти мальчика. В принципе, в Афганистане это не проблема — нищая страна, при этом население там растёт, а значит, довольно молодое. Так что большого дефицита в начинающих танцорах лет 11-12 у вербовщиков нет. Тем более, что для семьи это чаще всего выгодно: сдать одного из детей в бача — значит сильно улучшить положение всех остальных. Так что нередко родители жертвуют одним из 3-4 сыновей, получая за это деньги, позволяющие дать образование другим. Другое дело, что не каждый мальчик подходит для такой цели. Для начала внешность — естественно, наибольший спрос на симпатичных пацанов с максимально женственными чертами лица. Подобная внешность в этих местах может сыграть злую шутку с обладателем — не все бача становятся танцорами добровольно, некоторых и похищают. Например, по конкретному заказу от какого-нибудь полевого командира, которому данный мальчик приглянулся, а добровольно не выходит вопрос решить. Кроме того, у мальчика должны быть определённые способности в плане танца. Если он совсем необучаемый или приходится прикладывать слишком много усилий, то проще списать в брак и взять нового. Каким образом списать — это уже по ситуации. Чаще всего — просто вернуть родителям.



Дальше вложений ещё больше — научить танцевать, научить краситься, научить нравиться мужчинам. Для всего этого обычно нужно привлекать тренеров. Плюс собственно одежда, макияж, украшения. “Индивидуалов” в этом бизнесе не водится — и вход стоит дорого, и, самое главное, нужны связи. Это главное, что есть у сутенёра — он может привезти мальчика (или мальчиков, чаще всего у него их несколько) к нужным людям, его зовут на праздники, его прикрывают от проблем с законом. Отдельная категория бача-бази — это мальчики для индивидуального пользования. Это уже не механизм для заработка денег через проституцию, а весьма статусный предмет. Обладать танцором только для себя может себе позволить лишь весьма обеспеченный и влиятельный человек. Чаще всего это полевые командиры, старшие офицеры, деревенские старейшины, крупные наркоторговцы, а иногда и серьёзные чиновники. Иногда таким мальчиком чисто хвалятся, причём устраивая фактически конкурсы, у кого красивее и лучше танцует, а иногда могут поделиться с нужными людьми, чтобы заслужить расположение или, наоборот, показать своё.

В среднем положение таких вот мальчиков “для частного пользования” заметно лучше, потому что плохое отношение к своим бача не приветствуется. Да и после того, как мальчик становится слишком взрослым, обычно он получает некоторую помощь в дальнейшем устройстве от бывшего хозяина, иногда весьма значительную. Обычно это происходит в возрасте 19-20 лет, когда мужские черты становятся уже слишком явными и пора менять танцора на нового, посвежее. Большинству же при выходе “в отставку” везёт гораздо меньше — отношение к бывшим бача в обществе, мягко говоря, далеко от уважительного. Обычно это довольно бедные люди, имеющие весьма серьёзные проблемы — даже у тех, кто пошёл в это дело добровольно, несколько лет интенсивной сексуальной эксплуатации приводят к многочисленным физическим и психическим травмам. Каких-то серьёзных денег они тоже заработать не могут — практически всё, что перепадает от сутенёра, тут же уходит семье, чаще всего находящейся в бедственном положении.



Но спрос на бача-бази довольно высокий — местные традиции жёстко запрещают женщинам добрачные связи. Для мужчин такого запрета нет, но нет и доступных женщин, потому что тем нельзя. Связи со взрослыми мужчинами также под запретом, поэтому в качестве выхода используют мальчиков с ещё не до конца оформившимися мужскими чертами. В итоге получается ядрёная смесь из гомосексуализма (у тех, кому нравится, что это именно мальчики), педофилии (у тех, кому нравится, что мальчики маленькие, хотя сильно мелких всё-таки почти не используют, обычно лет с 12) и ситуативного сексуального поведения (это у тех, кому просто секса хочется, а с кем — не очень важно, и вообще, мальчик — это лучше ослика). Последних, несомненно, большинство, отсюда и женская одежда, макияж и нарочитая женственность танца. В общем, всячески отрицается гомосексуальный подтекст своих действий.

Ну и напоследок — а как это всё вообще сочетается с исламом? А очень просто — к нему это практически никакого отношения не имеет. Этот обычай появился давно и распространён на большой территории — это и собственно Афганистан, и север Пакистана, и северо-восточные районы Ирана, и южная часть Средней Азии. До революции 1917 года на территории современных Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана это явление вполне имело место быть. Например, Василий Верещагин уделил этому внимание в своих записках и даже нарисовал портрет бача. Обычный деревенский мулла чаще всего смотрит на бача-бази положительно — масляными глазами и через дым от гашиша. Потому что сам Коран толком не читал и, что там написано, знает только по верхушкам. Кроме того, имеет свой непосредственный интерес.



Верещагин "Портрет бачи"

А вот у талибов подход немного другой — их лидеры обычно исламские догматы знают неплохо, хотя иногда и интерпретируют их весьма вольно. Отсюда и возникает их однозначно негативное отношение к обычаю, как прямо противоречащему исламу. Когда они пришли к власти в Афганистане, то сутенёры с бача-бази ушли в глубокое подполье на подконтрольных им территориях. В 2001 же году, после вторжения войск международной коалиции, обычай возродился и расцвёл пуще прежнего. Сейчас взятие власти талибами снова грозит поставить крест на танцах юных мальчиков и прибыльном бизнесе их сутенёров.

*Талибан — запрещённая в РФ организация. Автор осуждает методы данной организации и не имеет цели её оправдания.

Автор: Роман Воронов.








 
Тема необычных афганских гендерных практик не ограничивается только танцующими мальчиками бача-бази. Достойную пару составляет явление бача-пош. Сразу бросается в глаза слово “бача” — мальчик. Но вот касается оно наоборот девочек, потому что бача-пош — это “одетая как мальчик”. Но одеждой всё не ограничивается, по сути это практика назначения девочек на полноценное исполнение роли мальчика.

Само собой, делается это не просто так. В традиционном афганском обществе статус семьи очень сильно завязан на наличии наследников, которыми, естественно, могут быть только мужчины. Если сыновей нет, то в случае внезапной смерти отца семью ждут серьёзные проблемы с наследством собственного имущества. Вопрос наследства всегда очень острый, а уж в обществах, где всё больше завязано не на государственные законы, а на местные традиции, он острый вдвойне. Второй момент — статусный. Если у мужчины рождаются только девочки, то он быстро становится объектом насмешек, как не способный сделать себе хотя бы одного наследника. Отголоски подобных вещей и у нас встречаются — например, в виде шуточных флотских выговоров в связи с рождением дочери, а уж в Афганистане это действительно сильно влияет на статус мужчины в обществе и отношение к нему окружающих. Наличие хотя бы “исполняющего обязанности сына” позволяет вопрос если не снять, то сделать его менее острым. Ну и причин чисто практического характера хватает. Женщины в традиционном исламском обществе не могут покинуть дом без сопровождения мужчины: отца, брата или сына. Если сыновей нет, а отец занят на работе, то мать и дочери элементарно даже на базар за продуктами сходить не могут. Бача-пош в таком случае является решением этой логистической проблемы. Кроме того, женщины не могут и работать, а бача-пош — может, так что это ещё и подспорье для небогатой семьи.





Как видно, бача-пош не только одета как мальчик, но и пользуется всеми привилегиями мужского пола. Она может самостоятельно перемещаться по улице, работать, учиться, даже играть с мальчиками в уличные игры. Более того, товарищи по этим играм вообще могут не знать, что среди них девочка. В общем, плюсы у такого положения имеются, и довольно-таки серьёзные. Другое дело, что минусов тоже хватает. Многие бача-пош сталкиваются с негативным отношением со стороны окружающих. Вроде бы и практика известная, и причины её появления вполне понятные, но всё равно для традиционного общества девочка в мужской одежде представляется чем-то противоестественным. Зачастую каждый поход на работу или за покупками сопровождается насмешками и издевательствами со стороны окружающих, в первую очередь взрослых. В более продвинутой среде, например, в школах, эти насмешки могут заходить с другой стороны — в виде сомнений в сексуальной ориентации. В общем, традиционные афганцы травят, потому что неуместно девочке паколь и пирухан носить, а продвинутые — потому что раз в паколе ходит, то, наверное, лесбиянка малолетняя. Другой момент - мужские практики для девочки могут быть довольно сложными. Работа зачастую связана с тяжёлым физическим трудом, а игра в тот же футбол может быть просто не интересна или казаться слишком грубой. В итоге получается жизнь в постоянном стрессе, к тому же усугубляемая серьёзными нагрузками. Само собой, на психическом здоровье это всё сказывается весьма пагубно.



Кроме того, статус бача-пош обычно является временным. Иногда в нём отпадает нужда в связи с рождением сына. Другим частым вариантом является замужество одной из дочерей. Зять является полноценным членом семьи, и это снимает многие вопросы. Ещё возможен случай, когда девочка становится слишком взрослой, чтобы быть бача-пош. В таком случае обязанности передаются одной из младших дочерей, а перед старшей становится вопрос замужества. И вот тут начинаются серьёзные проблемы. Небезосновательно считается, что из бывших бача-пош получаются плохие жёны. В то время как большинство девочек учатся предписанным обществом женским практикам, бача-пош учатся быть мальчиками. В массе своей они элементарно не знают и не умеют того, что от них требуется, ну, за исключением тех, кто был бача-пош недолго и успел освоить нужное до или после пребывания в этом статусе. Ещё один важный момент — в отличие от большинства афганских женщин, бача-пош успевают в юности насладиться значительным объёмом свобод и зачастую не склонны к беспрекословному принятию подчинённого статуса. Отсюда их невысокая ликвидность на “рынке невест”. Так что или за них приходится давать больше приданого, или их выдают замуж за тех, кто чем-то обязан их отцу, или пристраивают за не сильно завидных женихов, чаще всего из родственников. В любом случае, предпосылки для счастливой семейной жизни не очень хорошие.

Для кого-то оказывается тягостным исполнение обязанностей, связанных со статусом бача-пош, а для кого-то — процесс отказа от него. В любом случае, бесследно оно для девочек практически никогда не проходит и создаёт им серьёзные проблемы для адаптации в дальнейшей жизни. В некоторых редких случаях уже вполне взрослые девушки отказываются возвращаться в женское состояние и продолжают жить, выдавая себя за мужчин. Данное поведение обществом воспринимается гораздо более враждебно, чем юные бача-пош, но вполне понятно — очень уж серьёзные плюсы даёт мужской пол в данном обществе.



Как и бача-бази, обычай бача-пош очень слабо связан с главенствующей в этих местах религией. Ислам недвусмысленно запрещает подобные практики, но на это, как обычно, закрывают глаза. В первую очередь бача-пош характерны для пуштунских районов Афганистана, а также для северного Пакистана, тоже населённого пуштунами, так что корни тут в основном в национальных традициях, а не в религиозных. Некоторые гонения на бача-пош отмечались только во времена правления талибов в 90-х годах, но даже они особого рвения не проявляли, видимо, прекрасно понимая, что занимается этим население не от хорошей жизни.

Такой вот парадоксальный набор гендерных практик характерен для Афганистана. Мальчиков в этой стране переодевают в девочек и делают из них проституток, а девочек переодевают в мальчиков и отправляют работать.

Автор: Роман Воронов.
 
Сверху Снизу