Конечно на эту тему в интернете уже написаны десятки или даже сотни статей самого разного качества (на мой взгляд, главным недостатком многих из них является излишняя фрагментарность и попытка охватить столь сложную и многогранную тему в рамках одной публикации).
Поэтому, чтобы не превращать сведения о столь важном мероприятии налогового контроля в «информационный шум» и систематизировать изложение информации, считаю необходимым рассмотреть обширную тему налоговых допросов, предварительно разбив ее на связанные друг с другом части.
Итак, первая часть статьи будет посвящена рассмотрению следующих вопросов:
- Практическое значение налогового допроса для контролеров?
- Перечень ситуаций, когда фискалы могут провести допрос свидетеля?
- Порядок вызова налогоплательщика на допрос?
- Как налоговики ищут лиц, которых необходимо допросить в случае их неявки на допрос по повестке?
1. Практическое значение налогового допроса для контролеров
Допрос налоговыми органами свидетеля — это самый простой и быстрый способ получения информации, которой затем будет легко манипулировать в своих целях.Цель его проведения — найти подтверждение факта совершения налогового правонарушения (либо создать видимость получения подобного доказательства, что бывает чаще).
Инспекции, как правило, проводят допросы либо в начале либо в конце проверки.
В начале проверки необходимо определить проблемные моменты и затем собрать по ним доказательства во время контрольных мероприятий. В конце проверки проводят допросы, чтобы подтвердить полученные выводы.
В свою очередь, судебная практика в полной мере принимает во внимание информацию, содержащуюся в протоколах допроса, оценивая указанные доказательства как допустимые.
Особенно это характерно для споров, в которых налоговики доказывают фиктивность посреднических услуг (см., например, постановления арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 03.03.2020 № А27-19668/2018, Северо-Западного округа от 04.02.2021 № А13-4126/2016 и Уральского округа от 28.05.2018 № Ф09-2056/18).
В ходе допроса инспекторы пытаются получить сведения, чтобы обвинить компанию в недобросовестности и получении необоснованной налоговой выгоды согласно ст. 54.1 НК.
Поэтому, в той или иной форме, в ходе допроса чиновники постараются получить информацию:
- по сделкам с контрагентами, имеющими признаки однодневок либо фирмами, «назначенными» АИС «Налог-3» на эту роль;
- для переквалификации сделок;
- по дроблению бизнеса.
Перечень ситуаций, когда фискалы могут провести допрос свидетеля
- В период и вне рамок проверки.
Поэтому суды считают, что протокол допроса, который составили вне ее рамок, — это надлежащее доказательство(постановления АС Западно-Сибирского округа от 18.12.2019 по делу №А27-23884/2018 от 29.03.2019 по делу №А27-12830/2018 , АС Северо-Западного округа от 25.01.2019 по делу №А66-15990/2017).
- Допрос после составления акта проверки, в т.ч. с целью опровержения аргументов налогоплательщика либо в случае его неявки на допрос.
Поэтому суд может не принять в расчет подобные свидетельские показания (постановления АС Северо-Кавказского от 14.06.2020 №А32-26020/2019, от 05.05.2014 №А53-12205/2012, Восточно-Сибирского от 20.05.2020 №А78-5477/2019, от 18.03.2019 №А69-1346/2018, Поволжского от 13.02.2017 №А55-11768/2015 округов).
Но есть примеры и противоположных решений. Суды считают допустимыми доказательствами свидетельские показания, полученные за рамками выездной проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля.
При этом они указывают, что налогоплательщик может ознакомиться с материалами и привести контраргументы в судебном заседании (постановления АС Московского от 16.06.2020 №А40-64682/2019, Северо-Западного от 17.01.2019 №А05-189/2018, Дальневосточного от 20.12.2017 №А73-16425/2016 округов).
Возможна ситуация, когда инспекторы проводят допрос, чтобы опровергнуть доказательства компании, которые суд дополнительно приобщил к делу.
В этом случае суд примет свидетельские показания, полученные после завершения налоговой проверки и подписания акта. Иной подход нарушит принцип равноправия сторон (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2019 №А19-2644/2018).
Если инспекция предпринимала все попытки допросить свидетеля, но сделать это получилось только во время процесса, то суд также признает протокол такого допроса надлежащим доказательством (постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.06.2019 по делу №А67-8642/2017).
- В период приостановления выездной проверки.
В то же время они могут действовать вне территории компании и допросить ее бывших сотрудников (постановление 13 ААС от 25.03.2020 по делу №А56-108101/2019).
Обратите внимание, что суды принимают в качестве доказательств протоколы допросов, которые провели после проверки в том случае, если повестку налоговики прислали во время проверки, а допросили, когда она уже закончилась (постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.08.2019 по делу №А27-13629/2018).
- В рамках предпроверочных мероприятий.
Таким образом, проверяющие могут проводить допросы в любое время, в которое посчитают нужным. Нет никакого смысла обжаловать подобные действия, ссылаясь, например, на нарушение тех же временных границ проведения проверок.
Итак, кого могут вызвать в инспекцию
Согласно п.1 ст. 90 НК ИФНС вправе вызвать в качестве свидетеля на допрос для дачи показаний любое физическое лицо, которое может знать важную для налогового контроля информацию.Чаще всего это:
- Директор и главный бухгалтер компании, ее высший менеджмент, в т.ч. сотрудники коллегиального исполнительного органа, а также члены совета директоров, начальники различных отделов, служб и т.д.
- Рядовые сотрудники предприятия (грузчики, водители, продавцы и т.д., вплоть до уборщиц и сторожей).
- Бывшие работники компании (думаю, не стоит лишний раз упоминать какую опасность может таить информация, полученная от таких лиц, особенно, если они считают свое увольнение несправедливым либо ощущали, что были ущемлены в плане зарплаты).
- Сотрудники контрагента.
- Родственники всех вышеперечисленных лиц. Их показаниями налоговики также могут оперировать для доказывания уклонения организации от уплаты налогов, в т.ч. для опровержения показаний самих свидетелей.
В другом деле налоговики допросили вдову руководителя общества. Она сообщила, что ее муж не вел фактической предпринимательской деятельности (постановление 9ААС от 21.03.2019 по делу №А40-89461/2018).
Свидетелем может быть не только гражданин РФ, но и иностранец.
Если он не владеет русским языком, налоговый орган обязан предоставить ему переводчика. Впрочем, это вправе сделать и сама организация
Налоговый кодекс в ст. 90 делает лишь 2 исключения, кого нельзя допрашивать в качестве свидетеля:
- Во-первых, это малолетние дети, а также лица с физическими или психическими недостатками.Такие люди не могут правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для налогового контроля.
- Во-вторых, допрашивать нельзя аудиторов, адвокатов и врачей в части сведений, которые относятся к их профессиональной тайне. Если вопросы к ней не относятся, то такое лицо можно допросить, несмотря, например, на наличие у него статуса адвоката.
Порядок вызова налогоплательщика на допрос
- Обычно инспекторы вручают повестку лично или отправляют по почте заказным письмом с уведомлением (форма вызова рекомендована ФНС в письме от 15.01.2019 №ЕД-4-2/356@). Такой способ вручения позволяет доказать, что свидетель действительно получил повестку, и оштрафовать в случае неявки на 1 тыс. руб. (ст. 128 НК).
- Пповестку могут направить простым письмом или передать через родственников, но в данном случае доказать факт вручения будет сложно.
- Откровенно незаконный способ — вызов налогоплательщика на допрос по телефону или через мессенджеры. В таком случае можно не выполнять неправомерные требования инспекторов, т.к. такой способ извещения (отправки повестки) в НК не указан.
Это вполне законно, более того, инспектор вправе также явиться с сопровождающими. Однако вначале он обязан предъявить удостоверение, сопровождающим же лицам предъявлять удостоверения не нужно (постановление АС Дальневосточного округа от 10.12.2021 № Ф03-5932/2021).
Сам по себе визит проверяющих с целью раздачи повесток никакого ущерба организации не наносит.
В данной ситуации стоит спокойно взять повестку и поставить подпись о ее получении. Если проверяющие потребуют затем проследовать в инспекцию для допроса или скажут, что его надо провести немедленно, то работник вправе отказаться, заявив, что обязательно придет в другой день с юристом или адвокатом.
Данный факт стоит зафиксировать в письменной форме.
Как налоговики ищут лиц, которых необходимо допросить в случае их неявки по повестке
Если не является директор фирмы, которая обозначена в базе «АИС «Налог-3» как проблемная, то его со 100% вероятностью сочтут «номиналом» и начнут собирать информацию о его возможном местонахождении.Для этого активно используют следующие методы:
- Вызов в инспекцию сотрудников и руководителей компаний — контрагентов, с которыми организация заключала сделки
- Получение информации из баз данных ЗАГСа, в т.ч. с целью найти родственников или супруга директора, а также неформальное общение с данными лицами.
- Мониторинг соцсетей лица.
- Поиск его реального места работы путем анализа отчетности по страховым взносам, НДФЛ из «АИС «Налог-3», допрос сотрудников организации, в которой трудится разыскиваемое лицо.
- Самый радикальный метод — запрос сотрудникам полиции с целью розыска ими «номинала».
Данная ситуация была рассмотрена, например, в постановлении АС Московского округа от 13.08.2015 №А40-185943/2014.
Но является ли такая практика действительно законной
Если обратиться к указанному в статье 12 п.1 закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», перечню полномочий сотрудников полиции, а именно к подп. 12 данной нормы, то можно придти к выводу, что розыск и установление местонахождения лиц, не являющихся на допрос в налоговый орган, закон на них не возлагает.Нет у полицейских и полномочий по доставлению лица в налоговую инспекцию с целью проведения там его допроса.
Максимум, что вправе сделать в данной ситуации представитель правоохранительных органов — вызвать данное лицо к себе на проведение ОРМ «опрос» (как указано в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, а именно в п.2 ст. 7 Закона «при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела»).
Разумеется «сигнал» от налоговиков при этом должен быть обязательно зарегистрирован в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД от 29 августа 2014 года № 736 в КУСП с присвоением ему порядкового номера.
Являться на опрос директор при этом не обязан, т.к. участие в гласных ОРМ гражданами производится лишь с их согласия.
- Налоговики могут самостоятельно «поймать» гражданина и на улице возле его дома, на парковке, у входа в офис либо в ином месте и сразу же допросить с составлением протокола.
- Также пункте 4 ст. 90 НК сказано, что показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а также и в других случаях.
- Провести допрос можно и по постоянному месту жительства свидетеля, если он решит впустить к себе домой инспекторов.
Поэтому спорить с расширительной трактовкой места проведения допроса бессмысленно (постановление АС Уральского округа от 16.07.2015 №А76-24023/2014, постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.01.2019 по делу №А66-10564/2017).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация