Статья Что значат названия и обозначения гражданских самолетов

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
6.310
Репутация
7.054
Реакции
19.512
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
Как называют самолеты? Совсем не так, как поезда!

1716985707453.png


Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью «РБК» сказал, что гражданские самолеты, которые производит Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), могут получить общий бренд, и это, скорее всего, будет «Яковлев». Это будет логичный шаг, потому что в нынешних обозначениях «Суперджет-100» и МС-21 нет общей логики. Но по каким принципам выбирают названия и обозначения гражданских самолетов?

Обычно производители используют для всех своих моделей общий бренд, так удобнее. Когда-то большинство компаний назывались по фамилии владельца, который часто был и главным конструктором: Уильям Боинг, Дональд Дуглас, Марсель Дассо (до войны носил фамилию Блох), Игорь Сикорский, Хуго Юнкерс, Антон Фоккер, Клаудиус Дорнье и многие другие дали свои фамилии самолетам.

В СССР эту традицию подхватили — правда, не сразу. Сначала гражданские самолеты называли по-разному. Андрей Николаевич Туполев использовал свои инициалы АНТ, его коллега Константин Калинин обошелся первой буквой фамилии. Потом самолеты надо называть по назначению, и все пассажирские самолеты получили обозначение «ПС».

В 1940 году Наркомат оборонной промышленности, который управлял и авиапромом, выпустил приказ, по которому самолеты надлежало обозначать двумя первыми буквами фамилии конструктора и номером.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


При создании новых самолетов в Российской Федерации никаких правил уже не было. Нынешний «Суперджет» на стадии проекта назывался Russian Regional Jet, в 2006 году был переименован в Sukhoi Super Jet — сокращенно SSJ100. А в прошлом году он снова сменил имя на «Суперджет-100». МС-21 означает «магистральный самолет XXI века».

А что означают цифры в названиях других моделей? Довольно часто — ничего, их дают просто для того, чтобы отличать одну модель от других. А иногда в них есть смысл. Или был.

По порядку становись!​

Когда-то авиаконструкторы не очень задумывались о том, как обозначить новую модель. Вот, например, на фирме Douglas пассажирские самолеты просто нумеровали по порядку после букв DC (Douglas Commercial). Всемирную известность компании принес DC-3, который стал довольно популярным в качестве пассажирского лайнера, но наиболее широко использовалась его транспортная версия, которая по правилам ВВС США получила обозначение С-47.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


C-47, Шаттлворте, Бигглсуэйд, Великобритания, 25 мая 2024 г.

Потом компания выпускала популярные четырехмоторные поршневые DC-4, DC-6 и DC-7. Нет, они не пропустили число 5, просто DC-5 было сделано всего 12 штук, поскольку из-за начавшейся Второй мировой войны гражданским авиакомпаниям стало не до новых самолетов, а военным машина не подошла.

Ну а дальше пошли реактивные: четырехдвигательный DC-8, двухдвигательный DC-9 и широкофюзеляжный DC-10. Потом Douglas слился с McDonnell, модернизированные DC-9 переименовали в MD-80 и MD-90, а улучшенная «десятка» стала MD-11.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


MD-80 Allegiant Air вылетает из аэропорта Маккарран в Лас-Вегасе, штат Невада, 3 ноября 2014 г.

В СССР по упомянутому приказу Наркомата обороны нечетные числа отводились истребителям, а четные — их потенциальным жертвам, то есть всем остальным типам самолетов. Именно поэтому, например, первая разработка Олега Антонова была названа Ан-2.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Ан-2

Давайте сделаем это красиво​

Советская система не определяла никаких правил выбора индексов, поэтому в ней были возможны повторы у разных «фирм». Так, без всяких проблем в СССР сосуществовали среднемагистральный флагман «Аэрофлота» Ил-12, грузовой Ан-12 и маленький Як-12.
Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Ил-12

Андрей Туполев, который был не только отличным конструктором, но и талантливым управленцем, после поименованного по порядку первенца пассажирской реактивной авиации СССР Ту-104 закрепил принцип формирования индекса: первая единица, последняя четверка и какая-то цифра между ними. Возможно, его натолкнул на это неуспех четырехдвигательного Ту-110. А может быть, он посмотрел на Boeing, который своему первому реактивному лайнеру дал запоминающийся индекс 707. Как бы там ни было, дальнемагистральный Ту-114 получил официальное наименование не по порядку: в документах (конечно, секретных) он сначала именовался «изделием 107». Ну а дальше пошли Ту-124, 134 и так далее.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Ту-154

Однако в восьмидесятые годы КБ решило продемонстрировать переход «на новый уровень», и замену Ту-154 решили назвать Ту-204, а Ту-134 — 334. Ту-204 хотя и дошел до производства, успехов своего предшественника повторить не сумел, а Ту-334 и вовсе не продвинулся дальше опытного образца. Ведущие блогов и программ о мистических историях в этом месте глубокомысленно посмотрели бы в камеру и проговорили бы глухим голосом: «Магия цифр не прощает нарушений…»

Счастливая семерка​

Boeing выбрал обозначение 707 не просто так. С тридцатых годов он использовал систему обозначений, в которой первая цифра в трехзначном обозначении модели соответствовала типу самолета. Например, поршневые авиалайнеры носили обозначения 307 и 377, знаменитые бомбардировщики B-52 начинали разрабатываться как модель 464. Пятисотые номера зарезервировали для турбовинтовых, а шестисотые — для ракетной техники.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Пассажиры садятся в самолет Lufthansa Boeing 707 D-ABOC в Берлине. Аэропорт Кельн-Бонн, Кельн, Германия, 1965 г.

Свой первый реактивный авиалайнер Boeing сделал на основе проекта реактивного самолета-заправщика. Из соображений секретности индекс прототипа был 367, как у поршневого заправщика, а чтобы «свои» понимали, о чем речь, он назывался 367-80 или просто Dash 80 («дефис восемьдесят»). Но для вывода на рынок это, конечно, не годилось.

Для принципиально нового продукта открыли новую серию — 700. А вторую семерку добавили просто для красоты.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


B-025 выступает во время авиационно-космического шоу Beyond The Horizon на базе ВВС Максвелл в Монтгомери, штат Алабама, 7 апреля 2024 г.

Семерка в конце индекса была до этого у нескольких пассажирских моделей: Boeing 247, 307 и 377. При некотором желании ее прямо или косвенно можно найти и у других успешных моделей. Например, летающие лодки 314: 14 — это дважды семь, а 3 плюс 4 — тоже семь. Даже B-52 и B-29 вписываются в эту картину: пять и два в сумме дают семь, и девять минус два тоже семь!

Хорошую традицию продолжили. Не без вариаций: индекс 717 сначала хотели отдать заправщику, но потом решили, что красивые числа нужнее для гражданских. Версию 707 для коротких рейсов зачем-то назвали Boeing 720. Потом его заменил более экономичный трехдвигательный 727. А 717 использовали для переименования MD-90.

Слова, слова, слова…​

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Boeing 307 Stratoliner

В те времена авиакомпании стремились привлекать пассажиров не только сервисом, но и новейшими самолетами, поэтому в ходу были и названия от производителей, и придуманные самими авиакомпаниями. Например, Boeing 307 назвали Stratoliner — «Лайнер для стратосферы». У него первого появился герметичный фюзеляж, и это позволяло ему летать на большой высоте. А его преемник 377 назвали Stratocruiser, подчеркивая увеличенную дальность полета. Его конкурент от Lockheed назывался Constellation — «Созвездие». Douglas долго делал вид, что ему не до таких мелочей, но все же не выдержал и обыграл обозначение своей флагманской модели DC-7С в названии Seven Seas («Семь морей») — по-английски 7С звучит именно так.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Пассажиры садятся в самолет Dougas DC-7С (Seven Seas) KLM, в аэропорту Анкориджа, Аляска, США

В Европе тоже любили называть самолеты словами. Например, британская Vickers использовала для своих самолетов слова на буквы V и W. В их числе — первый в мире турбовинтовой лайнер Viscount и более солидный, но менее успешный Vanguard. А Bristol, видимо, по той же логике давал своим самолетам и автомобилям названия на букву B. Правда, cерийный авиалайнер у него был всего один — Britannia.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


BEA Hawker Siddeley Trident 2E

Другие британские производители были не так педантичны. Первый реактивный авиалайнер в мире, который выпустил De Havilland, назывался Comet («Комета»), а первый в мире трехдвигательный реактивный авиалайнер HS-121 его производитель Hawker Siddeley назвал Trident («Трезубец»).

Во Франции первый реактивный лайнер назвали Caravelle («Каравелла», если вам нужен перевод), второй — Mercure («Меркурий»), а разработанный совместно с британцами сверхзвуковой самолет — Concorde («Согласие»).

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


SAAB 90 Scandia

Шведская SAAB своему единственному пассажирскому самолету дала названи Scandia. Нидерландский Fokker назвала турбовинтовой F27 Friendship («Дружба»), а реактивный F28 — Fellowship, что можно перевести как «товарищество». В общем, тоже про какое-то приятельское общение.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


АНТ-20

В СССР самолетам имена давали только в индивидуальном порядке, то есть конкретным экземплярам. АНТ-20, самый большой на тот момент самолет в мире, носил имя «Максим Горький». Первый опытный Ил-18 назвали «Москва», и это было даже на нем написано. А вот на Ту-114, который вроде бы называли «Россия», это слово так и не написали. Первый Ан-10 носил название «Украина».

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Swiss Jumbolino

Швейцарская авиакомпания Swiss некоторым типам самолетов для региональных линий присвоила оригинальные названия: четырехдвигательный Avro RJ она обозначила как Jumbolino, а изящный SAAB 2000, один из самых быстрых турбовинтовых, — Concordino. Это уменьшительные формы от Jumbo, прозвища Boeing 747 и названия сверхзвукового Concorde.

По числу мест​

Когда будущий «Суперджет» представили в виде проекта на конкурс «Росавиакосмоса», было запланировано три версии — RRJ-75 как основная, укороченная RRJ-60 и удлиненная RRJ-95. Числа примерно соответствовали максимальному числу мест. В итоге в производство пошла самая длинная, для красоты число округлили, но так получилось даже точнее: максимальная вместимость «Суперджета» — 103 пассажира.

Если обратиться к истории, то число мест довольно часто становится основой для числового обозначения. Так, первая модель европейского консорциума Airbus называется А300, и предельное число мест в нем действительно чуть больше 300. Правда, следующие модели нумеровали просто по порядку: 310, 320, 330 и т. д.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Il-96-300

Когда из-за отсутствия достаточно мощных двигателей пришлось укоротить дальнемагистральный Ил-96, новый вариант назвали Ил-96-300, и в нем действительно помещается максимум 300 кресел эконом-класса.

Реактивные Fokker 100 и Fokker 70 обычно возят соответственно 100 и 70 пассажиров, а турбовинтовой Fokker 50 — да-да, именно 50. Конечно, возможны отклонения, но принцип соблюдается. То же самое можно сказать и про франко-итальянские ATR42 и ATR72.

Бразильский Embraer указывает число мест, но перед ним ставят единицу, то есть ERJ 135 рассчитан на 35 пассажиров, а ERJ 145 — на 45.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


CRJ-700

Конкурирующие с «бразильцами» канадские Canadair Regional Jet в первых версиях имели не связанные с характеристиками индексы 100 и 200, а вот последние модели семейства обозначались с привязкой к числу пассажиров: CRJ700 рассчитан на 70 человек, а CRJ900 — на 90.

Скорость в футах в секунду​

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Convair 880

Уникальная история случилась у американской Consolidate Vultee Aircraft — сокращенно Convair или CV. Свой первый (и последний) реактивный авиалайнер по требованию заказчика, владельца авиакомпании TWA Говарда Хьюза, Convair сделала самым быстрым: он был рассчитан на крейсерскую скорость более 600 миль в час (примерно 970 км/ч). И первым вариантом названия было именно Convair 600. Но, говорят, Говарду Хьюзу не понравилось, что число 600 меньше, чем 707 у Boeing. Тогда скорость пересчитали в футы в секунду — получилось 880. Это число и стало обозначением модели.

Но ставка на скорость не сработала: экономия 15-20 минут на среднем рейсе и до 45 на длинном была в общем символической, а вот по вместимости Convair из-за более узкого фюзеляжа (в нем помещалось пять кресел в ряд вместо шести) проигрывал Boeing 707 и DC-8, и себестоимость перевозки пассажиров на нем была выше. Появление удлиненной на три метра и улучшенной модификации Convair 990 (максимальную скорость довели примерно до 1000 км/ч) ситуацию не исправило, и Convair прекратила производство собственных гражданских самолетов.

Не первая смена​

«Суперджет» по количеству смен названия, кажется, претендует на лидерство. Если он станет моделью под маркой «Як», это будет четвертый вариант его названия после RRJ, SSJ100 и нынешнего SJ-100 (правда, SJ-100 вроде бы относится к полностью импортозамещенной версии).

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Airbus A220-300

Но он такой не единственный. В 2018 году после покупки европейским Airbus производства региональных самолетов серии C у канадской Bombardier лайнеры были переименованы: CS100 (с числом мест примерно от 110) стал Airbus A220-100, а CS300 (число мест — от 130), соответственно, в А220-300.

В истории советского авиапрома тоже было несколько смен названий. Самая известная была с лицензионной копией DC-3: в 1939 году его назвали ПС-84, то есть «пассажирский самолет производства авиазавода № 84», а в 1942-м переименовали в Ли-2 — по фамилии Бориса Лисунова, директора того самого завода № 84. Главным конструктором самолета на самом деле был Владимир Мясищев, но он был арестован.

Что значат названия и обозначения гражданских самолетов


Як-152


В наше время роль генеральных и главных конструкторов не так велика, и их фамилии мало кто знает, а собственниками компаний давно стали тысячи акционеров. Поэтому имена для самолетов выбирать и проще, и сложнее: с одной стороны, нет никаких ограничений (ну, почти), с другой — важно выбрать имя со смыслом. Почему говорят именно о бренде «Як»? Скорее всего, потому, что «Ту» и «Ил» уже заняты Ту-214 и Ил-96, а именем авиаконструктора Александра Яковлева с 2023 года названо подразделение ОАК, которое занимается разработкой и производством самолетов SJ-100, МС-21 и учебно-тренировочным Як-152.

 
Сверху Снизу