Теракт 9/11
Американские инженеры придумали новый тип полимеров, добавление которых в авиационное топливо резко снижает мощность взрывов на борту самолета при атаках террористов и других катастрофах. О новом изобретении сообщается в журнале Science.
Реактивные двигатели засасывают в турбину забортный воздух — там он смешивается с топливом, а электрическая искра поджигает смесь, вызывая контролируемый взрыв, энергия которого и приводит самолет в движение. Однако процесс распределения топлива перед зажиганием (так называемое запотевание) делает его крайне уязвимым к быстрому сгоранию в случае внешнего воздействия (взрыва) — в этом случае капли авиационного керосина быстро разлетаются по большой площади.
Химик-технолог Джулия Корнфилд (Julia Kornfield) и ее коллеги создали специальные полимеры, края которых действуют подобно липучке, позволяя веществу быстро образовывать сверхдлинные цепочки — исследователи назвали их мегасупрамолекулы.
Эти объекты препятствуют запотеванию в аварийной ситуации и не мешают ему при нормальной работе двигателя. После взрыва, когда топливо мгновенно разлетается по сторонам, мегасупрамолекулы растягиваются. Данное натяжение подавляет распад капель и тем самым резко сокращает мощность взрыва.
Для создания нужного эффекта достаточно минимального количества мегасупрамолекул, что не дает им изменить другие свойства топлива (плотность, энергосодержание, поверхностное натяжение). В лабораторных испытаниях добавление полимеров никак не отразилось на работе дизельных двигателей.
Единственной преградой на пути использования новых полимеров в реальной жизни инженеры считают технологию их изготовления. Создание реактора для массового производства мегасупрамолекул должно занять около года, уверены авторы изобретения.
Именно наличие на борту самолетов больших запасов реактивного топлива, легко взрывающегося при внешнем воздействии (ударе о землю или небольшом взрыве на борту) и сделали четыре самолета орудием смертников во время терактов 11 сентября 2001 года в США.